МИНИСТРЫ ДЕЛО ГОВОРЯТ

95
5 минут
МИНИСТРЫ ДЕЛО ГОВОРЯТ

На Комитете НОСТРОЙ в рамках форума "Стратегии ускорения темпов строительства" представлены предложения министров строительства Сибирского федерального округа по оптимизации регулятивных процедур и улучшению инвестиционного климата

15 февраля в рамках программы форума «Стратегии ускорения темпов строительства» Сибирской строительной недели-2023 состоялось Совещание Комитета НОСТРОЙ по административным процедурам в строительстве с министрами строительства Сибирского федерального округа.
В совещании приняли участие директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации Владимир Калинкин, председатель Комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации строительной отрасли Ирина Кузьма. Ведущим события выступил первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, председатель Комитета НОСТРОЙ по административным процедурам в строительстве Леонид Бандорин.

Он кратко напомнил историю борьбы с излишними регулятивными барьерами в сфере строительства, которая, по сути, началась почти сразу с приходом капиталистических отношений в постсоветский период, и не прекращается по сей день.
Сегодня, по его словам, в Градостроительном кодексе действует статья 5.2, посвященная перечню административных мероприятий, обязательных при осуществлении строительной деятельности. Во исполнение этой нормы кодекса было принято постановление Правительства РФ от 29 декабря 2021 года № 2490 «Об утверждении исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику…». Это исчерпывающий перечень сведений, документов, материалов и согласований, который может быть запрошен у застройщика или технического заказчика в ходе строительства. Перечень изначально содержал 989 позиций. Однако через полгода после выхода его удалось сократить до 751 позиции. «Ныне регулятор, Минстрой РФ, ставит задачу дальнейшего сокращения перечня до 500 действий за 1000 дней, переведя часть требований из обязательных в добровольные, - сообщил Леонид Бандорин. – На эту же мельницу льет воду и принятая Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года, предусматривающая сокращение сроков инвестиционно-строительного цикла на 30 процентов с параллельным обеспечением его максимальной прозрачности за счет цифровизации, снятие избыточных ограничений по использованию земельных участков в зонах с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ)».
Леонид Бандорин предложил сибирякам высказать мнения и предложения по сокращению административных барьеров и улучшению инвестиционного климата в строительной сфере с учетом региональной специфики.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ: «ДЕЛАЙ ОТ РУКИ, ДЕЛАЙ ВОПРЕКИ»

В обсуждении приняли участие главы региональных строительных министерств Красноярского и Алтайского краев, Омской, Новосибирской, Иркутской областей, Республики Хакасия.
В ходе конструктивного разговора, среди прочего, было предложено допустить изменение существенных условий заключенного государственного контракта – при условии направленности этих изменений на лучшее исполнения условий данного контракта. Второе предложение – передать полномочия по принятию решений по согласованию этих условий от высшего органа исполнительной власти региона профильному министерству. Еще одна инициатива – ввести госпошлины на подачу жалоб на «нарушения» в ходе конкурсных процедур в целях исключения использования этого инструмента в недобросовестных целях (для вымогательства денег с добросовестных участников торгов). Также предлагается считать недопустимым принимать какие-либо замечания к проектной документации после того, как она получила положительное заключение органа экспертизы.
Еще одна актуальная инициатива - разработать методические рекомендации по применению методов инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия природных факторов (преимущественно – от угрожающей затоплением водной стихии).
По оценке сибиряков, установленный ныне «верхний предел» пересчета стоимости бюджетных контрактов – недостаточен (лимит повышения – 30 процентов, по факту в реальных обстоятельствах этого не всегда хватает для поддержания экономического баланса стройки). Системный негативный фактор, становящийся настоящим административным барьером - избыточные противопожарные требования МЧС к проектам, которые порой возникают уже после получения положительного заключения экспертизы. Многие участники отметили трудности при взаимодействии с Федеральным лесным фондом. Проблема в том, что зачастую на этапе согласований невозможно получить исчерпывающую информацию по этой теме, а в итоге оказывается, что объект нельзя строить (опять-таки, уже после получения положительного заключения органа экспертизы) – поскольку участок под строительство, например, частично накрывает территорию с некими деревьями, которые категорически нельзя спиливать. Здесь нужно повысить ясность и прозрачность при взаимодействии всех соответствующих структур, полагают сибирские министры.
Еще одна больная проблема связана с технологическим присоединением объектов к сетям. Тут необходимо, среди прочего, упорядочить регламенты взаимоотношений застройщиков и монополистов - ресурсоснабжающих организаций (сейчас они выстроены явно не в пользу строителей).
Достаточно острой «занозой» остаются несправедливости 44-ФЗ о государственной контрактной системе. Сибиряки вновь выдвинули инициативу изменить «пропорции важности» в критериях отбора подрядчиков. Сейчас в законе прописано, что 60 процентов – денежная составляющая («кто дешевле»), 40 процентов – опыт работы. Предлагается сделать наоборот: 40 процентов – низкая цена, 60 процентов – опыт работы участника конкурсных процедур. Еще одно предложение – создать нормативно-законодательную основу для строительства и эксплуатации апартаментов.
Все озвученные в ходе совещания предложения были взяты в проработку Комитетом НОСТРОЙ по административным процедурам в строительстве.

ПРО АПАРТАМЕНТЫ И ЭКСПЕРТИЗЫ

Среди прочего, дискуссию на совещании вызвало возвращение процедуры обязательного согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО). С одной стороны, ее можно трактовать как избыточный административный барьер, с другой стороны, многие считают, что возвращение данной процедуры в категорию обязательных пойдет на пользу сибирским городам.
Обсудили острую тему строительства апартаментов. Существует мнение, что возведение такого «недожилья» имеет смысл ограничить отдельными регламентами либо вовсе запретить; но директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации Владимир Калинкин полагает, что такие ограничения как раз и станут административным барьером. Не нужно ограничивать строительство апартаментов – нужно четко прописывать их характеристики в ДДУ. Если покупатель сразу будет ясно сориентирован, с какими ограничениями он столкнется, купив вместо полноценного жилья более дешевые апартаменты (невозможность регистрации, отсутствие объектов соцкультбыта «по нормативу», и т. д.) – вопрос приобретения такой строительной продукции станет вопросом его личного выбора и индивидуальной ответственности. Также Владимир Калинкин поднял актуальный и для регионов вопрос обременительных дополнительных экспертиз – историко-культурной и экологической, подчеркнув, что Минстрой РФ, в противовес позиции Минкульта РФ, всегда выступал против выделения этих экспертиз в отдельные административные процедуры.

Записал А. Русинов