НУЖНЫ СРОЧНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

337
6 минут
НУЖНЫ СРОЧНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

В  Окружной конференции строительных СРО Сибирского федерального округа, состоявшейся 1 февраля, приняли очное участие заместитель министра строительства России Сергей Музыченко и президент НОСТРОЙ Антон Глушков. В ходе мероприятия глава Национального объединения рекомендовал озвучить предложения сибиряков о внесении изменений в типовую форму государственных контрактов, заключаемых в рамках федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе…» – с тем, чтобы они в оперативном порядке были переданы заместителю министра строительства РФ Сергею Музыченко.
Ранее эти предложения, инициированные и подготовленные сибирскими строительными СРО, получили одобрение Экспертного совета НОСТРОЙ и направлены в Минстрой РФ. Однако из-за некоторых изменений нормативной базы, случившихся в конце минувшего года, возникла потребность в их актуализации.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ

От лица всех сибирских строительных СРО об этих предложениях вкратце напомнил исполнительный директор СРО «Дорожники и строители Алтая» Андрей Максимов.
Как выяснилось, в типовую форму типовых контрактов на бюджетные объекты сибирские строительные СРО предлагают, во-первых, внести пункты о своевременной передаче технической документации заказчиком подрядчику и об установлении четкого перечня такой документации.
Второе - необходимо установить конкретные сроки передачи земельного участка подрядчику.
В-третьих, предлагается ввести пункт об ограничении сроков приемки завершенного строительством объекта заказчиком. Действующее с 1 января 2022 года законодательство уже предусматривает ограничения сроков приемки работ 20 днями. Но, вместе с тем, закон допускает и установление в контракте меньшего срока. Руководители сибирских СРО уверены: соответствующий пункт должен быть внесен в типовую форму обязательно.
Четвертое предложение касается фиксации сроков приемки промежуточных этапов работ – его, на основании проверенных практикой норм еще советского периода, предлагается ограничить 3 днями.
И последнее, пятое предложение сибиряков для совершенствования условий типовых контрактов – внесение в них пункта, где будет прописана возможность увеличивать общий срок выполнения работ в связи с необходимостью повторного прохождения государственной экспертизы и/ или в связи с выявлением в ходе реализации проекта непредвиденных дополнительных работ.

ПРО НЕПРИГОДНУЮ ЗЕМЛЮ И ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Антон Глушков, комментируя инициативу сибирских СРО, подчеркнул особую значимость пункта о необходимости своевременной передачи подрядчику земельного участка. По его наблюдениям, проблема несвоевременной передачи земли под «бюджетный» объект часто усугубляется фактической непригодностью участка для строительства. Он может, например, оказаться заросшим деревьями, или обремененным правами третьих лиц, договорами аренды, на нем могут оказаться незарегистрированные автостоянки, павильоны, гаражи и пр.
Получается, что срок исполнения контракта уже «тикает», а подрядчик вынужден вместо прямого исполнения договорных обязательств тратить лишнее время и ресурсы, занимаясь дополнительной подготовкой участка, хотя в контракте это и не прописано.
Пункт о своевременной передаче технической документации Антон Глушков рекомендовал дополнить словами «и проектной». Здесь президент НОСТРОЙ напомнил о сохраняющейся коллизии между стадией «П» проектной документации (проект, который проходит через госэкспертизу – по нему подтверждается достоверность сметной стоимости, определяется начальная максимальная цена контракта, его в дальнейшем «разыгрывают» на конкурсах по выбору подрядчика) и стадией «РД» (рабочая документация, по которой осуществляется строительство). По мысли Антона Глушкова, здесь требуется юридическое закрепление стадии «Р» как неотъемлемого, необходимого этапа технологического цикла, без которого строить нельзя (и это уже выходит за пределы темы условий типовых контрактов). Пока же некоторые заказчики, зная об отсутствии соответствующих обязательных требований, даже не заказывают стадию «Р», полагаясь на ответственность подрядчика, который либо возьмется строить «по стадии П» (некоторые так и делают), либо сам будет заказывать рабочую документацию.
В итоге добросовестный подрядчик бюджетного объекта по факту имеет дело даже не с двухстадийным, а с трехстадийным проектированием: негласная «третья стадия» – это корректировка и повторная экспертиза стадии «П» на основании более глубокой и детализированной стадии «РД».

СРОКИ: ОПАСНОСТИ ПЕРЕНОСА

Антон Глушков активно поддержал и предложение по ограничению сроков приемки промежуточных этапов. «Это важно, коллеги, особенно если учесть, что за строительством бюджетных объектов по национальным проектам пристально следит не только Госстройнадзор, но и прокуратура», - пояснил глава НОСТРОЙ.
Очень важным является и предложение с введением возможности продления общих сроков госконтрактов. Как пояснил Антон Глушков, несмотря на имеющееся понимание заказчиков, здесь все упирается в жесткие условия государственного финансирования, ограниченные бюджетным годом, и в настоящее время условия типовых контрактов только фиксируют эту жесткость, не оставляя поля для оперативного маневра. «Ни один заказчик (бюджетного объекта) не вправе выйти за жестко ограниченные бюджетным циклом условия оплаты, перенеся их на следующий бюджетный год. Поэтому при переносе срока выполнения подрядных обязательств по бюджетному контракту получить заработанные деньги строители могут только через судебное решение», - констатировал президент НОСТРОЙ.

ЗАММИНИСТРА СТРОИТЕЛЬСТВА РФ ПОДДЕРЖИВАЕТ СИБИРЯКОВ

Комментируя коллизию со стадиями «П» и «РД» проектной документации на объектах госзаказа, заместитель министра строительства РФ Сергей Музыченко напомнил, что изменение статуса стадии «Р» отчасти уже произошло – оно недавно было внесено в Градостроительный кодекс РФ, но далеко не все участники градостроительной деятельности этим нововведением пользуются.
По информации Сергея Музыченко, представители дорожной отрасли недавно вышли на Минстрой РФ с предложением законодательно установить одностадийное проектирование, придав стадии «РД» статус стадии «П». Но это, на взгляд министра, чересчур радикальное решение, требующее серьезной проработки.
Весомый вклад в преодоление данной проблемы может внести повсеместная, глубокая и комплексная цифровизация проектно-строительной деятельности, полагает заместитель министра строительства РФ. В этом случае все дополнения и корректировки, которые вносятся в проектную документацию на стадии «РД», автоматически, в рамках динамики единой информационной модели, будут «проявляться» и в документе стадии «П», и это не потребует дополнительных затрат труда и времени.
Другой вариант, «из хорошо забытого старого» - вернуться к более широкому использованию авторского надзора. Сергей Музыченко напомнил, что в начале нулевых, до введения в действие Градкодекса 2004-го года, через авторский надзор часто проводили даже достаточно серьезные корректировки проекта уже на стадии его реализации – такие, как, например, изменения сечений несущих балок и колонн, изменения схем армирования и т. п.; соответствующие изменения фиксировались в журналах авторского надзора.
«Так или иначе, мы поддерживаем предложенные изменения типовых контрактов, - подвел итог обсуждению Сергей Музыченко. – Тем более что они возникли не спонтанно, а обсуждаются с июля минувшего года».
С 1 января 2022 года у Минстроя РФ нет полномочий утверждать типовые условия государственных контрактов – теперь это прерогатива Правительства РФ.
По словам заместителя министра, предложения сибиряков, согласно правительственной дорожной карте, подписанной вице-премьером Маратом Хуснуллиным, в целом должны быть «отработаны» (в виде внесения, либо невнесения упомянутых изменений в условия типовых госконтрактов) до конца II квартала текущего года.

Александр Русинов