ВСЕМ МИРОМ

379
12 минут
Как эпоха сообществ меняет строительную отрасль

Жизнь не стоит на месте, на смену старому отжившему мировоззрению коротких стратегий «построить и забыть» приходит новое, более эффективное и устойчивое «ты счастлив, когда счастлив твой сосед». Сегодня все больше лидеров отрасли задумываются о формировании долгосрочных стратегий своих компаний, построенных на твердом фундаменте сообществ. Одни только сейчас зашивают эти идеи в свои программные документы, другие уже не первый год выстраивают социальные связи внутри организаций и за их пределами, третьи проектируют мобильные приложения с привязкой социальных сетей «для своих». А ведь еще совсем недавно в обществе повсюду муссировалась идеология раковой клетки «бери от жизни все, ничего не отдавая взамен». Однако все меняется, наступает новая эра. Для кого-то она станет великим падением, а для кого-то невероятной возможностью.

СООБЩЕСТВО СНАРУЖИ - СООБЩЕСТВО ВНУТРИ

Новое мышление постепенно пронизывает все слои общества, проникая в бизнес и государственные структуры.
Например, в стратегии развития Главгосэкспертизы России прямо предусмотрено, что учреждение последовательно выстраивает Единую цифровую платформу, целью которой является создание условий для взаимодействия всех органов (организаций) экспертизы, участников инвестиционно-строительных процессов на базе единой цифровой среды. Причем для реализации этих задач организация среди своих стратегических целей также предусматривает переход от ролевой модели корпоративной культуры к модели сообщества сотрудников, нацеленных на общий результат. Ожидаемый эффект — сплоченная команда, здоровая внутренняя конкуренция, повышение имиджа Главгосэкспертизы как сообщества лучших специалистов отрасли. То есть фактически обеспечивается замкнутый контур: сообщество снаружи – сообщество внутри. При этом стратегические цели не расходятся с делами, вот уже пятый год подряд учреждение успешно проводит специальный образовательный проект «Экспертиза будущего», целью которого является развитие профессиональных и управленческих компетенций, обмен опытом и лучшими практиками не только среди своих сотрудников, но и одновременно среди всех участников строительной отрасли.

Меняется государство, меняется и бизнес. И не случайно среди топовых застройщиков оказываются те, кто делает ставку на отношения людей.
В качестве примера можно привести самую быстрорастущую публичную компанию в России по итогам 2021 и одну из крупнейших федеральных корпораций в сфере proptech и девелопмента – группу «Самолет». Для реализации своих проектов компания разработала новую социальную сеть Вместе.ру, которая доступна для жителей всех проектов группы. Пользователи платформы объединяются с соседями по интересам, общаются в мессенджере, проводят опросы, организовывают мероприятия и делятся новостями. Одновременно с этим компания уделяет большое внимание своему «внутреннему кругу» сотрудников и партнеров. При этом единомыслие и взаимопонимание людей обеспечивается специальными правилами (этическим кодексом). ГК «Самолет» декларирует, что строит отношения с работниками и контрагентами на основе общности целей, взаимного уважения, долгосрочного партнерства, учета обоюдных интересов, добросовестности, непредвзятости. Для внедрения правил в жизнь компания проводит соответствующее обучение, а результаты этого подхода уже проявляются в положительных отзывах сотрудников на hh.ру, в оценке Dream Job в 4,4 балла и рейтинге организации в 88%.

Этот список лидеров можно было бы и продолжать. Пусть пока это явление еще не стало массовым в строительной отрасли, но среди тех, кто определяет тренды, уже формируется четкий и ясный вектор последовательных действий в сторону консолидации своего внутреннего и внешнего круга.

ДРУЖБА «УПАКОВЫВАЕТСЯ» В ДЕНЬГИ

Когда на наших образовательных программах мы задаем аудитории вопрос о том, что является самым главным в любом деле, то люди первое время теряются. Одни, не задумываясь, говорят о прибыли, другие о стратегиях и целях, третьи о конкурентных преимуществах. Однако все это не имеет определяющего значения, если в организации на всех уровнях иерархии методически не выстроено правильное понимание отношения к клиенту как к собственному другу, не выполнен детальный анализ его ожиданий и при этом отсутствует искреннее стремление превысить их. Это, в частности, подтверждается международными стандартами ISO 9000:2015, согласно которым устойчивый успех организации напрямую зависит от ее способности обеспечивать интересы своей социальной среды.

Но что значит относиться к клиенту как к другу?

Это значит быть в тесном доверительном и непрерывном общении, нести пользу, помогать и поддерживать не только когда тебя об этом просят. В этой связи внешнее сообщество организации является тем самым инструментом, который помогает наладить тесные и дружественные связи между людьми, лучше понимать их потребности и через формирование такой среды создавать дополнительную ценность своему продукту. Ведь если честно, каждый из нас выбирает не просто хорошую квартиру или дом, а лучшее место для жизни и воспитания своих детей: тихий двор, внимательных и тактичных соседей, чистоту, безопасность и уют, которые создает не столько управляющая компания, сколько сами жители.

Евгения Коршунова — резидент Community University, основатель сообщества аутентичного материнства «Мамино время» отмечает, что все больше девелоперов понимают важность соседских и женских сообществ, участвуют в их создании вкладываются в проекты пространств для встреч участников.

Между тем, все это становится возможным только в том случае, если в самой строительной организации правильно собрано основное смысловое ядро, которое поддерживают сотрудники и партнеры - носители идеи, транслирующие такой подход во внешний мир. Если они при этом не пытаются подсидеть друг друга, не выясняют, кто прав и кто виноват, а сами общаются как лучшие друзья, то есть прислушиваются друг к другу, мыслят через улучшение, искренне стараются поддержать товарища и делятся ценными наработками, не боясь потерять свое. Все это возможно только между близкими людьми!

Мы подошли к одной из главных идей. Толпа в метро - это еще не сообщество, и коллеги по работе - это еще не коллектив. Единой средой люди становятся только тогда, когда начинают взаимодействовать друг с другом, выстраивать внутренние связи, доверяют и заботятся друг о друге.

Сообщество снаружи - сообщество внутри. Именно от этого напрямую зависит внешняя и внутренняя эффективность организации, когда вместе люди могут делать больше лучше и качественнее, затрачивая при этом меньше сил, не тратя попусту время и ресурсы на выяснение отношений друг с другом. Удивительно, но все, на чем сегодня строят свои стратегии лидеры отрасли, уже в «базовой комплектации» доступно любой компании всего лишь благодаря казалось бы обычной дружбе, которую, как известно, не купишь за деньги. Однако по иронии судьбы, именно дружба, превращенная в социальную технологию в наше время, способна приносить сверхприбыль. Потому что сегодня люди покупают не просто у людей, а у своих людей. Очевидно, что такой подход подойдет далеко не всем; как говорится, «не каждому дано так щедро жить, друзьям на память города дарить».

О, ЭТОТ ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР

Почему эпоха сообществ наступает именно сейчас?
Всему виной глобальные тренды. Скорость текущих изменений сегодня невероятно высока. Ежедневно появляются новые технологии, по экспоненте растет скорость передачи данных, современный человек потребляет все больше контента. При этом возникает иллюзия, что если бежать быстрее, можно устоять на месте. Между тем, скорость изменений порождает неопределенность. Что будет завтра? Что нужно знать сегодня, чтобы оставаться устойчивым? На какие технические новинки делать ставки? Кого слушать и с кем быть? От этого появляется напряженность в обществе, но при этом одновременно растет потребность в среде доверия и поддержки там, где свои подскажут и помогут. В мире наступает эпидемия одиночества! Согласно исследованиям «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ», 43,1% граждан регулярно чувствуют одиночество. В Великобритании и Японии уже созданы министерства по делам одиночества, а в прошлом году об этом заговорили и в Госдуме РФ. Как итог, в отношениях людей возникает кризис доверия, каждый становится сам по себе, общество атомизируется.

Между тем, чем больше мир «уходит в цифру», тем более возникает потребность в живом человеческом общении, в среде своих, где есть доверие и поддержка, где можно полностью раскрыться, не боясь потерять лицо. Те, кто сумеет создавать такую среду в своем окружении, окажутся впереди всех, потому что именно этот путь делает возможным максимальное раскрытие человеческого потенциала, привлекает ярких, талантливых и пассионарных людей, стремящихся к росту. Как ни странно, в наш цифровой век человеку нужны не технологии, человеку нужен человек. В частности, это подтверждается данными сети ВКонтакте, охватывающей более 75,7 млн. ежемесячной аудитории в России, согласно которым только за 2022 год количество созданных сообществ увеличилось на 28%.

ИНТЕРЕСЫ И АНИМАЦИЯ

Развитие любого социального организма (семьи, компании, сообщества, отрасли) напрямую зависит от того, насколько люди в нем доверяют друг другу, насколько они сплочены и разделяют общие цели. Многие лидеры, чувствуя это, интуитивно предпринимают попытки «как-то сплотить команду»: организуют различного рода события, выезды на природу и пр. Между тем, все это часто не дает ожидаемого эффекта и не работает вдолгую.
Кроме того, чем больше компания вкладывает усилий в такие мероприятия, тем менее инициативными становятся сами люди.

Почему это происходит?

Потому что объединение людей уже давно стало самостоятельной профессией и превратилось в комплекс знаний и технологий, точно так же, как, скажем, производство кирпича и бетона. Знаешь технологии и предпринимаешь действия в нужном направлении – получишь предсказуемый результат, не знаешь – увы. Эдвард Деминг, именем которого названа одна из самых престижных и уважаемых наград в области качества, в свое время говорил: «Мало прилагать усилия, нужно еще знать, что делать».
Есть три технологии объединения людей. Первые две касаются анимации и интересов. Любая группа будет поддерживать внутренние связи, пока существует то или другое, но сразу распадется при исчезновении этих факторов. К примеру, если сотрудники в компании работают исключительно за зарплату, то в случае кризиса они быстро и легко покинут ее в пользу более выгодных материальных условий. Если их объединяет общая проблема, то при ее отсутствии не будет необходимости объединяться. Если в основе находится досуг и развлечение, то люди будут общаться до тех пор, пока не закончится представление.

При формировании сообщества, конечно же, не обойтись без интересов и развлечений. Но нужно понимать, что все это короткие стратегии, и на их основе невозможно выстраивать стабильные и устойчивые системы вдолгую.

ТРЕТИЙ ПУТЬ

В чем устойчивость?
Развитие любой социальной среды (семьи, компании, отрасли, государства) зависит от потенциала людей. Поэтому, в основе любого устойчивого успеха всегда лежат приоритетные вопросы о том, каких людей мы хотим видеть рядом с собой. Какими людьми хотим стать? Какими хотим вырастить своих детей? Как нужно измениться самому, чтобы добиться тех или иных целей? Например, стратегия строительной отрасли сегодня определяет, что человек является главным капиталом страны. Вместе с тем, этот документ не раскрывает того, какого человека формирует отрасль. Как этот человек относится к своему труду? Какими механизмами, инструментами методами это обеспечивается? Какой человек назван тем самым главным капиталом? Достаточно ли просто научить его класть кирпич? А если он бьет жену и злоупотребляет? К сожалению, пока все эти вопросы остаются открытыми, неопределенность и абстрактность в ключевых понятиях не позволит достигать намеченных результатов, что будет неизбежно вести к потерям.

Поэтому третий путь объединения людей - это путь целенаправленного развития личности как базовая стратегия.

В этом случае компания превращается в «университет», в котором человек системно растет, приобретая профессиональные, управленческие и личностные качества (умение дружить, строить отношения, управлять своими эмоциями, быть доброжелательным и полезным другим и пр.). При этом каждое поручение для него становятся новой задачей и вызовом, а коллеги и клиенты «преподавателями» несущими ценные знания. Это универсальный путь, доступный и генеральному директору, и прорабу, и простому сварщику. При этом материальное состояние человека и организации возрастает как естественное следствие профессионального, управленческого и личностного роста. А сам путь целенаправленного развития личности становится для всех основной мотивацией – дорогою длинною в жизнь.

Лидерам отрасли этот путь понятен, именно поэтому они уже не первый год выстраивают у себя внутренние и внешние связи, разрабатывают специализированные программы обучения и пр.

Главная ошибка, с которой сталкиваются новички – это попытка что-либо изменить «в два притопа три прихлопа», размазав всю энергию и ресурсы на всех и вся. Все это происходит от непонимания технологий, на которых собирается сообщество единомышленников. Между тем, дерево растет от семечки, и каждое семечко знает в какое дерево растет. В самом начале необходимо выстроить смысловое ядро и последовательно вовлекать в него людей шаг за шагом, выстраивая отношения на дружбе и взаимном доверии через специальное образование и социальную среду как инструмент стратегической трансформации себя, своего окружения, компании, отрасли.
Не нужно ожидать быстрых результатов, но стоит набраться терпения и постоянства, а уж трудящийся достоин награды.

Сегодня, в эпоху развития новых технологий, быстрых скоростей и искусственного интеллекта как никогда стоит отличать твердое от пустого, вечное от временного, истинное от мнимого и ложного. Ведь для того, чтобы оставаться устойчивым в условиях неопределенности, нужно опираться не столько на технологии, которые меняются каждый день, сколько на твердое – неизменное. Во время голода всегда хочется еды, во время холода – тепла, во время войны – мира. Человек – это социальное существо, и раскрывается он исключительно в среде своих. Поэтому именно сейчас, во время политических кризисов и общей нестабильности, люди как никогда подсознательно ищут формы взаимодействия друг с другом, обеспечивающие максимальную устойчивость, выстраивают социальные связи, основанные не на конкуренции, а на сотрудничестве, создают среду для жизни, работы и отдыха, совместных проектов, путешествий и образования.
На самом деле, мало что изменилось. Всё, как и две тысячи лет назад: научись дружить, стань настоящим другом, а все остальное приложится!

Иван Рублевский,
руководитель Новосибирской областной организации Профсоюза строителей России