«СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ ДОЛЖНА ОТРАЖАТЬ РЕАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ»

2762
16 минут
«СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ ДОЛЖНА ОТРАЖАТЬ РЕАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ»

«Целью большой работы по совершенствованию системы ценообразования в строительстве, которую сегодня проводят совместно Минстрой России, Главгосэкспертиза и Национальное объединение строителей, вовсе не является увеличение затрат в капитальном строительстве. Цель – изменить систему формирования сметной стоимости так, чтобы она объективно отражала те затраты, которые на самом деле несут строители в процессе возведения объектов», - подчеркнул президент НОСТРОЙ Антон Глушков, открывая 14 апреля расширенное заседание Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве, технологического и ценового аудита Общественного совета при Минстрое России на тему: «Рост стоимости строительных материалов. Ценообразование в строительстве».
В заседании приняли участие заместитель министра строительства России Александр Ломакин, директор департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина, заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» по ценообразованию Сергей Лахаев, председатель Комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системы НОСТРОЙ, вице-президент Российского Союза строителей Эдуард Дадов, руководители региональных органов экспертизы, компаний-застройщиков, саморегулируемых организаций.

Одним из заметных результатов упомянутой президентом НОСТРОЙ «большой работы» стало то, что в 19 субъектах РФ в дополнение к общим индексам цен Минстроя уже появились свои индексы по статьям затрат. «Применение таких индексов позволяет обосновать в рамках контрактов рад дополнительных затрат и увеличить сметную стоимость строительства примерно на 6-7 процентов, приблизив ее к реальной цене, - указал Антон Глушков, призвав все российские регионы активнее переходить от использования общих индексов к индексам по статьям затрат.
«Лидером повышения индексов (в среднем на 15,6%) стал Сибирский федеральный округ, - добавил президент НОСТРОЙ. - В целом, такого увеличения индексов, которого нам удалось добиться в 3 и 4 кварталах минувшего года, российская стройка еще не знала. Позитив налицо». Вместе с тем, вызывает тревогу рост цен на ресурсы, в частности на металл (арматуру, листовую сталь), который недавно возобновился. Этот рост угрожает вновь свести к минимуму рентабельность бюджетных строек, а часть уже заключенных контрактов сделать и вовсе убыточными.

КАК СДЕРЖАТЬ ЦЕНЫ И СОХРАНИТЬ РЫНОК

На таком фоне особо актуальными становятся поправки в ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок… для обеспечения государственных… нужд», по предложению НОСТРОЙ подготовленные Минстроем РФ. Поправки позволят уйти от жестко зафиксированных цен государственных и муниципальных контрактов, допуская, к примеру, их увеличение при росте стоимости материалов свыше определенного предела. «Поправками предусмотрено, что пересчет определенной в ходе конкурсных процедур жесткой цены становится возможным при повышении стоимости необходимых для строительства ресурсов более чем на 5%», - уточнил Антон Глушков.
Президент НОСТРОЙ оценил как неудачные попытки обеспечить прямые, «без посредников» поставки металла от производителей застройщикам. Специфика промышленного производства металлоизделий и сложившейся логистики такова, что организовать упомянутые прямые объединенные поставки строителям, объединенным на уровне регионов, округов и т. п., при этом как-то выиграв в цене, оказывается практически невозможно.
Неоднозначно Антон Глушков отозвался и о планах Минпромторга сдержать рост цен на стройматериалы путем административного ограничения цены на ограниченный перечень «индикативных» ресурсов и установления порядка, при котором в случае превышения установленной предельной цены поставщиком весь полученный им «сверхдоход» перечисляется в государственный бюджет. По оценке Антона Глушкова, при таком подходе, опирающемся на опыт ценовых ограничений в нефтедобывающей отрасли, в той или иной мере к «индикативным» придется отнести львиную долю строительных материалов. «А это уже не рыночная экономика», - констатировал президент НОСТРОЙ.

Первый заместитель министра строительства России Александр Ломакин подчеркнул высокую социальную значимость вопросов ценообразования в строительстве, решение которых сегодня стоят на личном контроле у первых лиц страны. По его словам, сегодня Минстрой России, находясь в диалоге с деловой общественностью и всеми заинтересованными структурами и подразделениями органов власти, ведет последовательную работу по сдерживанию роста цен в строительстве. «Предпринимаются все меры для прекращения необоснованного роста цен на строительные ресурсы», - заверил первый замминистра.
Помимо известного скачка цен на металл, здесь подразумевается борьба с попутным удорожанием и ряда других важных строительных материалов, отмечающимся в последнее время. Осуществляется еженедельный мониторинг цен на основные материалы; его результаты, по словам Александра Ломакина, передаются в Минпромторг России и Федеральную антимонопольную службу – для принятия решений о применении мер регулирующего воздействия. Попутно отслеживаются перспективные потребности строительной отрасли в металлопродукции; результатом этой деятельности должно стать заключение с поставщиками долгосрочных договоров с предсказуемыми ценами поставки. Способствовать стабилизации цен на строительные ресурсы должна оптимизация работы электронных площадок, а также принятие упомянутых выше поправок в ФЗ-44.

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ПОДДЕРЖИВАЕТ ПОЗИЦИЮ СТРОИТЕЛЕЙ

В продолжение темы роста цен на стройматериалы, начальник инспекции Счетной палаты по контролю за ходом развития приоритетных геостратегических территорий РФ Павел Лучников отметил, что изначально некачественно составленная проектная документация наряду с неправильным выполнением работ и оплатой невыполненных работ – самый распространенный недостаток, с которым сталкиваются надзорные органы в ходе проверок.
«Уже в ходе строительства выясняется, что на основании такой проектной документации и по таким сметным ценам объекты построить невозможно. Возникает необходимость в проведении повторной экспертизы, что влечет за собой дополнительные расходы. Кроме того, до 90% закупок при внешнем соответствии 44-ФЗ размещаются у аффилированных организаций, в связи с чем добиться какого-то адекватного ценообразования в этой ситуации, чтобы закупка прошла по минимальной стоимости (как того требуют конкурсные процедуры), и чтобы качественно были выполнены работы, невозможно», – пояснил Павел Лучников.
Подобные проблемы предсказуемо влекут за собой возникновение объектов незавершенного строительства. В целях решения этого вопроса Счетной палатой РФ совместно с Правительством России разрабатывается дорожная карта по сокращению числа объектов незавершенного строительства. По словам Павла Лучникова, в ней также найдут отражение мероприятия в части ценообразования, поскольку проблема в этой сфере зачастую вместе с недостаточным финансированием и становится ключевой причиной появления недостроев.
Павел Лучников от лица Счетной палаты выразил солидарность с позицией Национального объединения строителей по проблемам сметного ценообразования и уточнил, что в настоящее время упомянутая выше дорожная карта проходит согласование в Минэкономразвития и Минстрое России.

КАК РОСЛИ ЦЕНЫ… И БУДУТ РАСТИ?

Заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» по ценообразованию Сергей Лахаев описал механизм мониторинга цен, который в целях подготовки актуальных индексов «в сотрудничестве с коллегами» производит Главгосэкспертиза России, и обнародовал некоторые общие результаты наблюдения за изменениями стоимости основных индикативных ресурсов на рынке в период с марта 2020 по апрель 2021 года. «Как вы знаете, основным драйвером роста цен послужила металлопродукция: арматура, листовая сталь, металлические конструкции, - рассказал Сергей Лахаев. - За год наблюдения рост цен на эти ресурсы в зависимости от сортамента составил от 50 до 80 процентов. Наибольший рост показала листовая сталь. Самые высокие темпы роста цен отмечаются с ноября 2020 года. Максимума цены достигли в конце января 2021 года. Затем, за счет некоторых мер, принятых Минпромторгом РФ (в частности, введения ограничительных пошлин на вывоз металлолома), было отмечено некоторое снижение цены, арматуры примерно на 12%. Но, к сожалению, с середины марта мы опять наблюдаем еженедельный рост».
По словам Сергея Лахаева, увеличение стоимости металла потянуло за собой рост стоимости других, «металлозависимых» ресурсов. Так, примерно на 45-50 процентов подорожала кабельная продукция, подорожали пролетные строения железнодорожных мостов (а такие мосты составляют значительную часть инфраструктурного строительства), на 50-60 процентов выросли в цене стальные трубы, и т. п.

МЕТАЛЛ ПОКАЗАЛ ДУРНОЙ ПРИМЕР

К сожалению, вслед за «металлозависимыми» ресурсами начали дорожать и иные, с металлом не связанные. Так, за год минеральная вата стала дороже в среднем на 20%, существенно увеличились в цене окна ПВХ, кровельные битумные материалы (свыше 50 процентов за год). Намечается рост цен на полиэтиленовые трубы (поскольку на 20 процентов «вырос» полиэтилен). «Остаются стабильными цены на товарный бетон и портландцемент, на нерудные материалы, но надо понимать: впереди – высокий строительный сезон, зайдя в который, мы вполне можем получить рост цены и этих ресурсов тоже, поэтому здесь ситуацию тоже нужно отслеживать», - предостерег Сергей Лахаев. – Понимая, что многие субъекты федерации не готовы на регулярной основе предоставлять обоснованные актуальные данные о стоимости ресурсов на своих территориях, мы в оперативном порядке, по отдельному временному алгоритму пересчитали для тех регионов, где хотя бы раз применялся расчетный метод, индексы сметной стоимости именно в части металлических изделий и «металлозависимых» ресурсов. Точно так же по отдельным регионам пересчитывались индексы на автомобильные, железнодорожные мосты. Указанная работа продолжится и во втором квартале текущего года».

ЗАПОЛНЯЙТЕ ФГИС ЦС, ЭТО ВАЖНО

Как сообщил Сергей Лахаев, еще год Главгосэкспертиза РФ планирует продолжать работать в режиме «заявительного» характера пересчета индексов сметной стоимости. «Но при этом необходимо помнить: со II квартала 2022 года мы должны перейти на ресурсный метод ценообразования, - напомнил эксперт. – А значит, работа регионов (по регулярному предоставлению обоснованных актуальных данных по ценам стройресурсов) к этому времени должна перейти на постоянную, системную основу. Мы должны будем получать от вас указанную информацию ежеквартально. Напомню, в первом квартале текущего года во ФГИС ЦС начали действовать личные кабинеты для производителей и поставщиков ресурсов, для субъектов РФ».
Сергей Лахаев особо отметил: поставщики должны стать полноправными участниками наполнения ФГИС ЦС, наряду с производителями. «Их нельзя считать «лишними посредниками», просто накручивающими цену», - предупредил эксперт. По факту оказывается, что у «посредников» цены на ресурсы часто такие же, как в собственных торговых домах заводов-производителей, а иногда и ниже – такова специфика сложившихся, отработанных глобальных схем поставок базовых ресурсов.
Пока ФГИС ЦС (Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве) работает в ограниченном качестве «инструмента для сметчиков», но с 2022 года данная система станет основной платформой ценообразования в строительном комплексе России. В ней будут размещаться и сметные цены, и индексы, вся актуальная информация». Сергей Лахаев подчеркнул: чем ответственнее производители, поставщики ресурсов и представители органов региональной власти будут относиться к предоставлению сведений во ФГИС ЦС, тем эффективнее будет работать система сметного ценообразования в стране, тем адекватнее, объективнее станут сметы на строительство капитальных объектов.
Кроме того, по мнению Сергея Лахаева, ФГИС ЦС способна сыграть роль своеобразной рекламной площадки для производителей и поставщиков строительных ресурсов; у нее для этого есть все возможности. Поэтому определенный стимул размещать в системе актуальную цену на свою продукцию у российских предпринимателей имеется уже сегодня.

КАК ПЕРЕЙТИ К «БЕСШОВНОМУ» ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ

Председатель подкомитета по ценообразованию НОСТРОЙ Ольга Дидковская в своем докладе оценила действующую систему строительного ценообразования в целом, отметив ее «дискретный», блочный характер. Отдельным блоком, на основании сметной стоимости объектов-аналогов формируется так называемая «инвестиционная» стоимость строительства (предполагаемая предельная стоимость). Другим отдельным блоком, на основании сметных норм, единичных расценок, цен строительных ресурсов складывается непосредственно сметная стоимость строительства (реконструкции, капитального ремонта). Третий обособленный блок – контрактная стоимость, формируемая на основе цены конструктивных решений, локальных смет, видов работ. Наконец, последний блок – стоимость реализации проекта, вбирающая в себя суммарные затраты на строительство.
По мнению Ольги Дидковской, такая ситуация мешает адекватному формированию сметной стоимости. Отрасль постепенно должна прийти к «бесшовному», замкнутому ценообразованию, которое органично объединит формирование инвестиционной, сметной и контрактной стоимости.
Ольга Дидковская проанализировала действующую систему сметного нормирования и показала, какие изменения должны быть внесены в нее, чтобы механизм внесения корректировок в зафиксированную цену контракта заработал на практике. Во-первых, нужно внести изменения в положения приказа Минстроя России № 841-пр в части расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК) с детализацией по конструктивным решениям и видам работ. Во-вторых, необходимо обеспечить условия разработки графика производства работ в составе проектной документации в соответствии с требованиями 336/пр – путем внесения изменений в раздел 6 «ПОС» Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации…». Наконец, нужно подготовить единую форму запроса в региональные центры мониторинга в строительстве с целью получения официальной информации об изменении рыночной стоимости ресурсов.
Так или иначе, «бремя доказывания» необходимости изменения зафиксированной в государственном контракте цены в любом случае будет лежать на подрядчике – во всяком случае, до тех пор, пока ФГИС ЦС не наполнится, как положено, актуальной информацией.

КАПРЕМОНТ: ТЕ ЖЕ ПРОБЛЕМЫ

Руководитель Ассоциации СРО «Главкузбасстрой» Ирина Кузеванова, среди прочего, высказала свою позицию по вопросу внесения упомянутых изменений в ФЗ-44 – в части обоснования изменения существенных условий контракта (фиксированной цены). По ее мнению, механизм такого обоснования должен быть единым как для возможного увеличения, так и для снижения цены, и должен основываться на взаимном соглашении сторон. «Нельзя, как предлагается сегодня, только стороной заказчика решать этот вопрос», - подчеркнула Ирина Кузеванова.
Вторая проблема, которую подняла руководитель СРО «Главкузбасстрой», связана со спецификой работы по постановлению Правительства РФ от 1.07.2016 № 615, регламентирующему порядок привлечения подрядчиков на капитальный ремонт общего имущества МКД.
«В рамках поручения по итогам совещания у вице-премьера Марата Хуснуллина в мае 2020 года был разработан проект постановления Правительства РФ о порядке привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по капремонту, подрядных организаций, - напомнила Ирина Кузеванова. - Четвертым пунктом этого проекта документа предусматривалось, что со дня вступления в силу данного постановления и до 1 января 2022 года цена договоров на проведение капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон (но не более чем на 25 процентов) – в связи с документально подтвержденным увеличением стоимости материалов и (или) увеличением сметных индексов. Но позднее данный проект постановления получил отрицательное заключение Минэкономразвития и не был принят».
Итог: по контрактам с заниженными ценами попросту никто не хочет работать.
«С июля 2020 года по апрель 2021 у нас (в Кемеровской области) Фонд капитального ремонта объявил 1214 электронных аукционов. Из них на проведение капремонта общего имущества МКД – 604 аукциона. 503 аукциона не состоялось, - рассказала Ирина Кузеванова. - Из общего объема финансирования этих заказов - 2,5 млрд рублей – договоры были заключены только на 155 миллионов. Аналогичная ситуация по строительному контролю, по замене лифтов и так далее. То есть никакой конкурентной среды на рынке капитального ремонта МКД нет».
Ирина Кузеванова предложила вести системную работу по подготовке повышающих индексов на капремонт МКД – иначе с этой работой не справиться.
Руководитель СРО «Главкузбасстрой» сообщила о недавно проведенном среди кузбасских строительных компаний исследовании, целью которого было выяснить уровень реальной рентабельности их работы. Оказалось, этот уровень колеблется в диапазоне от 4 до 7 процентов, и лишь единичные организации выходят на 10-процентную рентабельность. Между тем, 10-процентная рентабельность – необходимый минимум; только при такой рентабельности фирма может планировать какое-то развитие, внедрение цифровых технологий и т. п.

«ОБРАТИТЬСЯ И РЕКОМЕНДОВАТЬ…»: ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИТОГАМ ОБСУЖДЕНИЯ

Возвращаясь к вопросу возможного принятия поправок в 44-ФЗ, позволяющих увеличивать зафиксированную в ходе конкурсных процедур цену контракта, Антон Глушков предупредил о еще одной коллизии, которую обязательно надо учитывать: добившись законной возможности увеличивать стоимость контрактов, нужно понимать, за счет каких источников заказчик будет возмещать свои дополнительные расходы. Пока что, в действующей бюджетной платежной системе, возникшие дополнительные расходы автоматически будут переложены на плечи «нижестоящих» (региональных и муниципальных) бюджетов, в которых большие резервы отсутствуют. «Эту коллизию еще предстоит проработать», - подчеркнул президент НОСТРОЙ.

По итогам обсуждения 1-го вопроса («Рост стоимости строительных материалов и их влияние на общую стоимость строительства. Проблемы реализации государственных и муниципальных контрактов») на заседании был сформулирован ряд общих предложений:
- Обратиться к профильным федеральным органам исполнительной власти с предложением разработать рыночный механизм регулирования цен на строительные материалы для сдерживания резких колебаний уровня цен;
- Поддержать изменения ФЗ-44, открывающие возможность увеличения цены государственных контрактов, а также попросить Минстрой РФ подготовить изменения в 615-е постановление Правительства – с целью получения возможности аналогичного увеличения цены контрактов на капитальный ремонт МКД;
- Рекомендовать субъектам РФ переходить на индексы изменения сметной стоимости строительства, получаемые расчетным методом, по элементам прямых затрат – это инструмент для законного увеличения начальной максимальной цены контракта;
- Предложить на системном уровне осуществлять мониторинг цен строительных ресурсов;
- Провести по аналогии с коллегами из Новосибирской и Кемеровской областей перерасчет уровня заработной платы работника строительной отрасли 4 разряда.

Второй вопрос, рассмотренный в ходе заседания, продолжил и дополнил развернувшееся ранее обсуждение: «Смета контракта как механизм приближения сметной стоимости строительства к рыночной». С развернутым докладом по этому вопросу выступил заместитель директора Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Сергей Головин.

По результатам обсуждения второго вопроса было вынесено одно предложение: провести с участием Минстроя РФ и представителей Счетной палаты РФ серию разъяснительных семинаров для региональных заказчиков и застройщиков – по практическому применению Приказа Минстроя РФ от 23.12.2019 № 841-р «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком…».

О ПОЛЬЗЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ МИНСТРОЕ РФ

Помощник министра строительства России, ответственный секретарь Общественного совета при Минстрое РФ Светлана Кузьменко напомнила, что Общественный совет стал площадкой, где впервые официально была поднята проблема резкого роста цен на металлы и другие стройматериалы в федеральном масштабе. «Это во многом характеризует четкую и оперативную работу Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве, технологического и ценового аудита, - отметила Светлана Кузьменко. – В рамках работы комиссии были подготовлены предложения по выработке единых параметров мониторинга цен строительных ресурсов, выработаны конкретные мероприятия по формированию объективного ценообразования в отрасли, предложено ввести классификацию видов ремонта. Также на площадке комиссии сегодня идет работа по выработке критериев добросовестного подрядчика; проведен анализ фактической зарплаты рабочих первого разряда в строительстве».
В заключение Светлана Кузьменко кратко остановилась на некоторых других направлениях деятельности Общественного совета – в частности, на проработке проблемы кадрового дефицита в проектировании и строительстве, а также призвала экспертов совета шире освещать свою работу в публичном пространстве.
По ее сведениям, недавно в Правительстве РФ произошли организационные изменения, благодаря которым сотрудничество федеральных органов власти с общественными советами должно расшириться и укрепиться.

НАГРАДА МАСТЕРУ

Также в ходе мероприятия прошла торжественная процедура награждения победителя регионального этапа конкурса «Строймастер» в Сибирском федеральном округе.
Лучшим в номинации «Монтажник каркасно-обшивных конструкций» стал Дмитрий Сабадырь; от лица главного организатора конкурса – Национального объединения строителей – монтажника поздравили президент НОСТРОЙ Антон Глушков и координатор НОСТРОЙ в СФО Максим Федорченко.
Первый заместитель министра строительства России Александр Ломакин присоединился к поздравлениям, подчеркнув высокую значимость подобных конкурсов в деле улучшения качества строительства, повышения культуры производства, эффективности и безопасности труда.

Подготовил Александр Русинов (Строительные ведомости)