ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ: НЕ ОФОРМИЛ – НЕ БЫЛО ЕЕ

170
10 минут
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ:  НЕ ОФОРМИЛ –  НЕ БЫЛО ЕЕ

Нововведения в сфере бухгалтерского, налогового учета стали предметом очередного обучающего семинара, организованного Ассоциацией строительных организаций Новосибирской области (АСОНО) для входящих в ее состав компаний.
Семинар состоялся 9 февраля в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете; спикером выступила директор ООО «Аудит-Сервис», аттестованный налоговый консультант, преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» СГУПС Ирина Крайнова.

Вначале она сообщила, что минувший год стал первым годом действия нового федерального стандарта бухгалтерского учета - ФСБУ-5/2019 «Запасы», который пришел на смену ПБУ 6/01 «Учёт основных средств». При этом малоценные основные средства в течение минувшего года разрешалось по-прежнему учитывать на счете 10, и при необходимости списывать их так же, как их списывали раньше (до вступления в силу ФСБУ-5).
При условии, что данный момент прописан в учетной политике предприятия, отчетность за 2021 год в этом пункте тоже можно формировать «по-старому». «Вместе с тем, если по итогам 2021 года у вас на счете 10 остались эти так называемые малоценные основные средства, по моему мнению, некорректно будет учитывать их в составе «запасов», - отметила Ирина Крайнова. – Эти остатки должны пойти в первый раздел (бухгалтерского баланса), поскольку они в любом случае являются внеоборотными активами».
Ирина Крайнова, также в связи с вводом в действе ФСБУ-5/2019, посоветовала слушателям семинара «проверить у себя в организациях все действующие с начала 2021 года приказы по учетной политике» на предмет наличия в них ссылок на новый федеральный стандарт бухучета и соответствия используемых в них формулировок формулировкам ФСБУ-5.

ЧТО МОЖНО УПРОСТИТЬ

Спикер напомнила: ФСБУ-5 допускает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, однако не следует путать данную схему с упрощенной системой налогообложения. «Упрощение» бухучета не означает автоматического упрощения налогообложения, так что тут расслабляться нельзя.
Чтобы применять упрощенный бухучет на легальной основе, следует прописать соответствующий пункт в учетной политике предприятия. В отсутствие указанного пункта, по умолчанию, контролирующие органы при документарных проверках будут требовать наличия полного, а не «упрощенного» бухгалтерского учета. «Все упрощенные способы обязательно должны быть зафиксированы в приказе об учетной политике», - подчеркнула спикер.
Далее Ирина Крайнова кратко рассказала, что конкретно вправе «упростить» в своем бухучете юридическое лицо, опираясь на нормы ФСБУ-5.
Так, возможность «упрощения» допускается для такого вида активов, как материальные ценности для управленческих нужд (не путать с «представительскими нуждами»). «Все организации имеют право без оприходования их в качестве товарно-материальных ценностей (на 10-й счет), сразу признавать их расходами. Это касается вообще всех компаний, вне зависимости от того, имеете ли вы изначально право на «упрощенку», или у вас компания, подлежащая обязательному аудиту», - пояснила спикер. ФСБУ-5 не содержит конкретного определения «материальные ценности для управленческих нужд»; но условно предполагается, что под ними подразумеваются канцелярские и родственные им товары - бумага, папки, пишущие принадлежности, картриджи для принтеров и прочие «расходно-офисные» вещи. При этом «нижний» документальный контроль в компании должен сохраняться – то есть списание канцтоваров на раздачу сотрудникам по соответствующим актам все равно должно осуществляться.
Кроме того, по упрощенной схеме бухучета, основываясь только на цене поставщика, допустимо учитывать стоимость закупаемых строительных материалов. «Все дополнительные затраты (на погрузку/разгрузку, транспортировку и пр.) – вы вправе сразу относить на расходы, - уточнила Ирина Крайнова.
Наконец, используя преимущества упрощенного бухгалтерского учета, компания вправе не создавать резервы под обесценение товарно-материальных ценностей и финансовых вложений (создание таких резервов – отдельная большая работа).

СПЕЦОВКЕ – ОСОБЕННЫЙ УЧЕТ

Далее Ирина Крайнова коснулась особенностей учета спецодежды, специализированного инструмента и средств индивидуальной защиты, который в строительных компаниях стоит особняком.
«До января 2021 года их можно было учитывать и как основные средства, и как «десяточку» (ТМЦ), линейным способом списывая их на расходы в течение срока полезного использования, – напомнила спикер. – Но теперь методические указания по учету спецодежды и т. п. не действуют».
За разъяснениями по этому и другим подобным спорным вопросам, возникающим, в том числе, в связи с переходом России на международные стандарты финансовой отчетности, Ирина Крайнова рекомендовала обращаться в действующий ныне негосударственный регулятор системы бухучета - Бухгалтерский методологический центр (БМЦ). (По соответствующему запросу в поисковике первым появляется официальный сайт Ассоциации «НРБУ «БМЦ». Данная Ассоциация учреждена Фондом НРБУ «БМЦ». Фонд является негосударственным регулятором бухгалтерского учета в пределах компетенций, установленных ст. 24 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», разрабатывает рекомендации и федеральные стандарты бухгалтерского учета. – Ред.)
Со слов Ирины Крайновой, по упомянутому выше вопросу с учетом спецодежды, специального инструмента и пр., НРБУ «БМЦ» предлагает свести все эти понятия в единый термин «Специальные средства производства (ССП)» и дает подробные, предметные рекомендации по их «проведению» в бухгалтерских документах – с ними можно ознакомиться на сайте «Бухгалтерского методологического центра».

Новое понятие, с принятием ФСБУ-5 пришедшее в практику бухгалтера в связи с принятием к учету материалов – это так называемые «оценочные обязательства». По словам Ирины Крайновой, «оценочные обязательства» требуют создания резервов предстоящих расходов и формируются по тем материальным ценностям, которые потребуют дополнительных средств в ходе утилизации. В качестве яркого примера подобных материальных ценностей можно упомянуть автомобильные
шины и люминесцентные (содержащие ртуть) осветительные приборы.
Ирина Крайнова дала еще несколько конкретных разъяснений по практическому применению ФСБУ-5. «Если вы приобрели материалы (10-й счет), которые впоследствии будут израсходованы вами на строительство, создание или реконструкцию основного средства, то 10-й счет у вас потом перейдет в 08-й, а эти материалы должны в итоге отразиться в 1-м разделе бухгалтерского баланса», - среди прочего, сообщила она.

СПЕШИТЕ ОФОРМИТЬ СВОЮ ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ

Трактуя применение ФСБУ-5, Ирина Крайнова коснулась и более общего вопроса своевременности документального оформления фактов хозяйственной жизни ее субъектами. При дистанционном режиме работы, получившем широкое распространение в эпоху пандемии коронавируса, эта своевременность стала чаще нарушаться, «запаздывать».
Между тем, главная цель бухучета – именно своевременное формирование бухгалтерской отчетности. «Для бухучета очень важны критерии существенности и рациональности, - подчеркнула Ирина Крайнова. Всё существенное должно отражаться в учетной политике».
В этих условиях нужно активнее стремиться к максимальной достоверности бухгалтерской отчетности – в рамках той периодичности ее предоставления, которую требует закон от застройщиков, подрядчиков и т. п.
В ряде случаев для обеспечения упомянутой достоверности целесообразно в документах первичного учета приводить две даты: непосредственно дату факта хозяйственной жизни и дату составления документа.
Подводя итог анализу применения ФСБУ-5, Ирина Крайнова рекомендовала коллегам – бухгалтерам перед тем, как изучать непосредственно этот и другие новые федеральные стандарты бухгалтерского учета, ознакомиться с информационными сообщениями Минфина РФ, где даются разъяснения по каждому стандарту. В том числе, приводятся определения новых терминов, содержащихся в стандартах – таких, как «справедливая стоимость», «элементы амортизации», «способы начисления амортизации» и другие.

«ОСТАТОЧНАЯ СТОИМОСТЬ» УХОДИТ В ПРОШЛОЕ

Затем Ирина Крайнова раскрыла специфику еще одного нового бухгалтерского стандарта – ФСБУ-6/2020 «Основные средства», обязательного для применения при составлении отчетности за 2022 год. С вводом в действие указанного стандарта понятие «остаточной стоимости» уступило место новому – «балансовая стоимость». «Это первоначальная стоимость минус амортизация и минус амортизационная стоимость», - пояснила спикер.
Введено новое понятие «ликвидационная стоимость». «Эта стоимость определяется как сумма тех полезных остатков, которые останутся после основного средства по окончании срока его использования, за минусом расходов, которые вы понесете в связи с ликвидацией (утилизацией) основного средства. На практике ликвидационная стоимость может оказаться незначительной или вовсе равной нулю», - уточнила Ирина Крайнова.

С появлением ФСБУ-6 понятие «малоценные основные средства», вместе со стоимостным критерием их установления, ушло в прошлое. «Теперь стоимостной критерий отнесения объекта к основным средствам организация устанавливает самостоятельно, фиксируя его в приказе об учетной политике», - сообщила эксперт. Задача это не всегда простая; чтобы облегчить бухгалтерам ее решение, «Бухгалтерский методологический центр» при поддержке Минфина России издал специальные рекомендации: «Стоимостной лимит для основных средств». В этих рекомендациях содержится много полезного для бухгалтерской практики, в том числе информация о возможностях группового учета основных средств (хотя, по реплике Ирины Крайновой, Минфин РФ к такому подходу относится с осторожностью, отдавая предпочтение «учету по единицам»).
С целью обеспечения контроля учета основных средств, которые по ранее действовавшим правилам бухучета следовало бы отнести к «малоценным», по оценке Минфина, целесообразно вести учет таких активов по порядку, установленному для бухгалтерского учета запасов. Более подробно позиция Минфина РФ по данному вопросу изложена в письме от 15.12.2021 № 07-01-09/102450 «О бухгалтерском учете активов, имеющих признаки основных средств, со стоимостью ниже лимита, установленного организацией»

КАК ПРОВЕСТИ ПРОДАЖУ «ОСНОВНОГО СРЕДСТВА»

Как проинформировала Ирина Крайнова, ФСБУ-6 предлагает два варианта проведения продажи основного средства. Первый – традиционный: «развернутая» продажа через 91-й счет. Второй – нетрадиционный, при котором на 91-й счет сразу ложится разница между продажной и остаточной стоимостью.
«Если у вас имеются такие отдельные объекты основных средств, которые требуют ремонта с определенной периодичностью, существенно меньшей, чем срок полезного использования (СПИ) «главного» основного средства (например, лифты или подобные им механизмы, которые нужно поверять и/или ремонтировать раз в пять лет – это кратно меньше, чем периодичность капремонта объекта капстроительства), необходимо в бухучете создать новый вид активов, который так и называется: «Периодический ремонт основных средств», - рассказала Ирина Крайнова. – Далее этот ремонт проводится через 08-й счет на 01-й счет, и в течение срока своего использования амортизируется на кредит 02-го счета». Если же периодичность ремонта близка к СПИ стоимости «базового» основного средства, стоимость данного ремонта присоединяется к остаточной стоимости этого базового средства. Внеплановые же ремонты относятся на «текущие расходы» организации. «При этом в налоговом учете в этом плане ничего не изменилось, и любой ремонт по-прежнему относится на затраты», - уточнила спикер.

АРЕНДА: ВЗГЛЯД ИЗ БУХГАЛТЕРИИ

Рассказывая о применении ФСБУ-25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», Ирина Крайнова напомнила, что согласно данному стандарту, аренда делится на «операционную» и «неоперационную» (финансовую). Различия между этими видами аренды основываются на особенностях выгодоприобретателей и на сопоставлении договорных сроков аренды и общего СПИ сдаваемого в аренду основного средства.
«Если у вас заключены договоры операционной аренды, срок их действия – меньше 12 месяцев, или рыночная стоимость объекта аренды составляет менее 300 тысяч рублей за единицу, или вы имеете право на ведение упрощенных схем бухучета, то в своем бухучете вы все (сдаваемые в аренду) объекты можете квалифицировать как «объекты операционной аренды» и отражать их так же, как отражали раньше, по упрощенной схеме. Но есть два исключения, которые лишат вас возможности применять «бухгалтерскую упрощенку» при учете аренды: первое – если в договоре дополнительно предусмотрен переход права собственности на объект, второе – если договор предусматривает субаренду», - поделилась деталями Ирина Крайнова.
Завершая обзор новых стандартов бухучета, спикер напомнила, что оператором электронной передачи бухгалтерской отчетности теперь является Федеральная налоговая служба, и с 1 января 2022 года вся бухгалтерская отчетность должна сдаваться исключительно в электронном виде.
Во второй части семинара Ирина Крайнова рассказала о нововведениях в исчислении НДС, налога на прибыль организаций и НДФЛ, начиная с 1 января 2022 года, а также коснулась особенностей транспортного и имущественного налогов, разобрала актуальные примеры из судебной практики по соответствующим разделам.

Записал А. Русинов