ОТ НАКАЗАНИЙ – К ПРОФИЛАКТИКЕ

5133
13 минут
ОТ НАКАЗАНИЙ – К ПРОФИЛАКТИКЕ

Строителям рассказали о законодательных нововведениях в системе государственного строительного надзора

16 декабря в НГАСУ (Сибстрин) Госстройнадзором Новосибирской области был организован семинар для руководителей и специалистов на тему «Региональный строительный надзор. Порядок осуществления надзора в условиях реформы контрольно-надзорной деятельности».
С докладами и сообщениями на семинаре выступили начальник инспекции Госстройнадзора Новосибирской области Алексей Нечунаев, заместители начальника инспекции Олег Михальченко и Сергей Симонов, начальник нормативно-технического отдела Екатерина Киселева.

Изменения в сфере государственного строительного надзора, о которых шла речь на семинаре и большая часть которых вступает в силу уже 1 января 2022 года, связаны, преимущественно, с двумя факторами. Первый фактор – изменения принципиальных подходов к контрольно-надзорной деятельности, прописанные в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Этот закон переориентировал контрольно-надзорную деятельность с приоритета наказания за нарушения на их предупреждение. Данный закон отнес к базовым принципам государственного контроля, среди прочего, «Стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований», «Соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц», «Недопустимость злоупотребления правом», и ряд других. Второй фактор – активная цифровизация инвестиционно-строительной деятельности, в результате чего документооборот между инспекцией Госстройнадзора и строительными компаниями все больше и больше уходит в электронную форму существования, а это нуждается в отдельной регламентации. Последний фактор наполняется особенной значимостью, если учесть повсеместное внедрение в практику проектирования и строительства технологий информационного моделирования (ТИМ).

ИЗВЕЩАЙТЕ БЕЗ ОПОЗДАНИЙ

Олег Михальченко рассказал о нормативно-правовых актах, принятых в целях реализации упомянутого выше Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Преимущественно, он остановился на применении положений постановления Правительства РФ от 1 декабря 2021 года № 2161 «Об утверждении общих требований к осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 года и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».
Согласно указанному постановлению, с 1 января 2022 года объект капитального строительства не включат в реестр поднадзорных объектов, если при приеме извещения о начале работ будет установлено, что извещение и прилагаемые документы поданы ненадлежащим лицом, либо оформлены с нарушением порядка, установленного ч. 5 ст. 52 ГрК РФ, либо прилагаемые документы вовсе отсутствуют. К извещению обязательно должны быть приложены: копия разрешения на строительство, проектная документация в полном объеме с положительным заключением органа экспертизы, копия документа о вынесении на местность отступов от красных линий, общий и специальный журналы учета работ. Важно: журналы теперь нужны сразу, «донести их потом», как допускалось раньше, нельзя, иначе извещение не будет принято инспекцией.
«Эти документы (кроме журналов) теперь нам можно направлять посредством портала государственных услуг; но тут нужно быть внимательными, иногда портал работает некорректно, и случается, что часть документов от застройщика до нас не доходит», - предупредил Олег Михальченко. Момент ответственный; по закону, извещение должно быть подано застройщиком в инспекцию не позднее чем за 7 дней до начала работ, опоздание трактуется как административное правонарушение, штраф за которое может достигать 300 тысяч рублей.

ПРОВЕРКИ – ПО СУЩЕСТВЕННЫМ СОБЫТИЯМ

В соответствии с разделом № 1 указанного постановления, как и в «старых правилах», о предстоящей проверке компании инспекция должна будет за 24 часа уведомить профильную СРО, членом которой является компания; а вот о результатах этой проверки саморегулируемую организацию инспекция теперь вправе не уведомлять.
В соответствии с ч. 14 ст. 54 ГрК РФ, контрольные мероприятия регионального госстройнадзора проводятся по программе проверок, которая, в свою очередь, формируется на основании проекта организации строительства (ПОС) не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начала работ - сразу на весь срок строительства.
Программа проверок увязана с «существенными событиями» в ходе строительства (этап завершения нулевого цикла, завершения работ по монтажу каркаса и т. п.), при этом сроки проверок в ней не указываются; застройщик обязан сам своевременно уведомлять инспекцию о наступлении «существенных событий». Если уведомления не приходит, инспекторы все равно приедут на проверку, исходя из примерных сроков, необходимых для завершения конкретного этапа работ; но отсутствие уведомления в таком случае также считается нарушением и карается штрафом. «При изменении ваших графиков нужно заранее официально проинформировать инспекцию, это поможет избежать штрафных санкций», - посоветовал докладчик. Срок проведения проверки по каждому существенному событию с 1 января 2022 г. ограничен 10 рабочими днями (раньше было 20 дней). «На время проведения проверки приостановки строительных работ не требуется», - уточнил Олег Михальченко.
Желающим сдать объект раньше установленного срока в новых правилах придется столкнуться с некоторыми трудностями, полагает спикер, поскольку для этого потребуется внести изменения в ПОС, потом направить обновленный ПОС в инспекцию, которая, в свою очередь должна будет внести изменения в программу проверок.
В любом случае, каждый объект рано или поздно придет к последней (итоговой) проверке. О наступлении главного существенного события стройки – ее завершения – региональный госстройнадзор также нужно обязательно уведомить. Инспекторы должны будут в течение 10 дней осуществить проверку и спустя 5 дней после ее завершения выдать заключение о соответствии объекта требованиям, указанным в части 16 ст. 54 ГрК РФ (соответствие проектной документации), либо об отказе в выдаче заключения с приложением акта, где указаны недоделки. Если есть возможность, выявляемые недоделки лучше постараться устранить в рабочем порядке до истечения нормативного срока проверки.
Важно: заключение о соответствии объекта проектной документации или решение об отказе в выдаче заключения новом году будут составляться в форме электронного документа. «В целом, значительная часть нашего с вами документооборота в 2022 году должна будет перейти в электронную форму, причем существование отдельных документов предполагается исключительно в электронном виде, без бумажных «аналогов», - подчеркнул Олег Михальченко.

ДОСУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ: МАТЕРИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ

Сергей Симонов описал, какие гарантии и какие возможности по защите прав контролируемых лиц открывает новое законодательство, предоставил сведения о правилах досудебного обжалования решений инспекторов Госстройнадзора.
Он сообщил, что в России на едином портале государственных услуг создана информационная система досудебного обжалования, куда можно зайти, авторизоваться и подать жалобу в электронном виде (заверив ее электронной подписью) по ссылке https://do.gosuslugi.ru
Правда, пока на региональный госстройнадзор нормально пожаловаться будет нельзя: раздел, позволяющий это сделать, в течение 2022 года будет работать в тестовом режиме, и выйдет «на проектный уровень» только с 1 января 2023 года.
В соответствии со статьями 39 и 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, контролируемое лицо получит право на обжалование решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений, действий (или бездействия) должностных лиц контрольного органа в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Сергей Симонов многократно подчеркнул, что, согласно ч. 2 ст. 39 того же закона, судебное обжалование тех же решений контрольно-надзорного органа, действий или бездействия его должностных лиц возможно будет только после досудебного обжалования – если его результат показался жалобщику неудовлетворительным.
Согласно ст. 41 ФЗ-248, жалоба обязательно должна содержать сведения об обжалуемых решениях или действиях, документально подтвержденные основания и доводы, а также конкретные требования лица, подавшего жалобу.
Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия или бездействие его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба на выданное предписание может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения данного предписания.
Процесс подачи жалобы можно обратить вспять: по новому закону, лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее – пока не принято решение по ней. Правда, при этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Разумеется, если вы благополучно подали жалобу, это еще не значит, что победа в кармане. В течение пяти рабочих дней после получения жалобы можно получить решение об отказе в рассмотрении жалобы. В рассмотрении жалобы откажут, среди прочего, если: жалоба подана после истечения сроков подачи; уже имеется решение суда по вопросам, представленным в жалобе; ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям. Наконец, бессмысленно рассчитывать на успех, если жалоба написана в состоянии «душевного подъема» и содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц и членам их семей.
По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный орган, по закону, принимает одно из следующих решений: оставляет жалобу без удовлетворения; отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично; отменяет решение контрольного органа полностью или частично и принимает новое решение.
Действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны незаконными; в этом случае выносится решение по существу, в том числе об осуществлении, при необходимости, определенных действий.

ВИЗИТЫ, РЕЙДЫ, НАБЛЮДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ

Об изменениях в действующем порядке профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий сделала подробный доклад Екатерина Киселева. Она сообщила, что обновленным законодательством предусмотрено проведение инспекцией Госстройнадзора следующих видов контрольных (надзорных) мероприятий: профилактический визит; выездная проверка; документарная проверка; инспекционный визит; рейдовый осмотр; выездное обследование; наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности). Екатерина Киселева подчеркнула: поскольку значительная часть мероприятий введена впервые, у инспекции нет еще практических рекомендаций по их проведению – опыт будет нарабатываться в сотрудничестве со строительными компаниями, а пока есть только теория.
Среди принципиальных новшеств – «профилактический визит». По букве закона, такой визит проводится инспектором в форме профилактической беседы либо непосредственно по месту деятельности контролируемого лица, либо дистанционно, по ВКС. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска.
Закон предусматривает один «условно-обязательный» профилактический визит – о нем инспекция должна уведомить не позднее чем за пять дней, при этом молчание контролируемого является для инспекторов «знаком согласия», и визит будет нанесен. От первого профилактического визита можно отказаться, написав официальное уведомление об отказе в инспекцию не позднее чем за три дня до назначенной даты мероприятия. С другой стороны, если компания ощущает потребность в дополнительном профилактическом визите, можно обратиться в инспекцию с соответствующим заявлением – и полезное событие произойдет вновь.
Другой, более жесткий вид визита, «инспекционный визит» должен проводиться без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта, и его срок ограничен одним рабочим днем.
«Выездная проверка» может проводиться оперативно, без уведомления контролируемого лица – на основании, например, поступивших жалоб от населения.
«Рейдовый осмотр» проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, владеющих, пользующихся или управляющих производственным объектом. Под «рейдовым осмотром» понимается мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц. Рейдовый осмотр проводится на территории строящегося, реконструируемого объекта; его срок тоже не должен превышать одного дня.
Под «наблюдением за соблюдением обязательных требований» понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, в том числе тех, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, данных из интернета, а также данных, полученных с помощью средств автоматической фото- и видеофиксации.
Небольшие изменения претерпели и привычные, «традиционные» виды надзорных мероприятий. Среди прочего, появилось новое правило: документарная проверка приостанавливается на тот срок, пока проверяемая компания ищет недостающую документацию, истребованную в ходе проверки инспектором. То есть в этом случае нормативный срок проверки продляется на промежуток времени между истребованием нужной документации и его фактическим предоставлением.

РЕШЕНИЕ ИНСПЕКЦИИ – НЕ ПРИГОВОР

Касаясь внедрения электронного взаимодействия между субъектом и объектом надзора, Екатерина Киселева подчеркнула важность правильного извещения инспекции об актуальном адресе электронной почты поднадзорной компании. Это должна быть действующая, «читабельная» почта; если важные документы придут по неактуальному адресу, они все равно будут считаться официально отправленными – даже если по факту адресат письмо не прочтет. Ситуация обостряется тем, что, как уже говорилось, некоторые важные документы в скором времени станут обращаться только в электронном виде, без бумажных распечаток.
С введением электронного документооборота связано ужесточение требований к акту по итогам проверки. Согласно закону, в течения пяти дней акт должен быть готов и размещен в едином электронном реестре. Если в указанный срок этого не произойдет, у прокуратуры могут появиться вопросы – и не к контролируемой компании, а к инспекции Госстройнадзора.
В то же время, более гибким стал механизм принятых инспекцией по итогам проверки решений. Теперь должностным лицом, вынесшим решение (предписание), может быть рассмотрен вопрос об отсрочке исполнения решения на срок до одного года (согласно ст. 93 ФЗ-248, при наличии объективных обстоятельств, вследствие которых исполнение решения становится невозможным), о приостановлении исполнения решения, о прекращении исполнения решения. Для того, чтобы вопрос о приостановлении действия решения или о его прекращении был рассмотрен, в инспекцию необходимо подать соответствующее ходатайство).
Еще одно новшество: с 1 января 2022 у Госстройнадзора не будет необходимости «очно» проверять исполнение выданных предписаний. Инспекторам вполне достаточно будет получить документальное подтверждение того, что предписание исполнено.
Об упомянутом ранее электронном реестре Екатерина Киселева сказала отдельно, подчеркнув его значимость, которая особенно возрастет с 1 января 2023 года.
Согласно новому законодательству, и размещение актов проверок, и в целом, информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами надзорного органа действиях, принимаемых решениях осуществляется путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также посредством взаимодействия через единый портал госуслуг.

РИСКИ: ИНДИКАТОР КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ

Важное нововведение: на уровне регионального государственного строительного надзора категория риска перестанет влиять на количество проведения проверок. Это количество будет зависеть от других факторов - особенностей проекта организации строительства и др.
Зато на проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий со стороны инспекции Госстройнадзора по НСО с 1 января 2022 года начнут влиять индикаторы риска. Индикаторы должны утверждаться постановлением правительства Новосибирской области, но пока это постановление, по словам Екатерины Киселевой, находится на начальной стадии согласования, и говорить о нем что-то конкретное нельзя.
При этом Екатерина Киселева сообщила, что в целом индикатором риска может послужить получение соответствующей информации из любого источника (в том числе из СМИ), - например, о «подозрительном» объекте, который подлежит государственному строительному надзору, но который, возможно, начали строить, не известив региональную инспекцию. Такие обобщенные «рамки» исходят из буквы закона, согласно которой «индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».

В заключение Алексей Нечунаев обратил внимание на еще одну новеллу федерального законодательства, заключающуюся в том, что оно оставляет «поле маневра» для регулирования системы госстройнадзора на региональном уровне. Специфика этого регулирования будет обязательно отражена в Положении о государственном строительном надзоре в Новосибирской области, которое по мере подготовки и утверждения разместят на официальном сайте инспекции.

Подготовил А. Русинов