АРХИГРАФИКА

86
5 минут
АРХИГРАФИКА

Не доверяй архитектору, не умеющему рисовать.
Фрэнк Ллойд Райт, архитектор



Архитектура и графика - неразлучная пара. Роль графики в этом тандеме многогранна: от фиксации первых набросков идеи, представления законченного архитектурного проекта до отдельного художественного произведения.

В набросках будущего проекта осуществляется поиск образа сооружения, его органики и масштаба. Делая наброски важно прислушиваться к своей руке, подключая подсознание, при этом техника наброска, формат не играет особой роли, о чем говорит опыт ведущих мастеров. На многих выставках работ известных архитекторов можно увидеть их изначальные наброски будущего здания, в которых отражена основная идея, яркие черты, «ощущение». На этапе набросков возможна проработка формы здания, основных функционально-планировочных принципов, работу света и тени, материалы, цветовое решение.

Умение рисовать – это умение видеть, умение не только изобразить пространство, предмет, но и умение изобразить характер, настроение, время. Умение рисовать дает возможность видения и умения вписать объект в предлагаемую среду, соединить технологию, функции объекта и характер, увидеть и изобразить новое пространство, включающее будущее здание. Крайне важно умение подчеркнуть главное в создаваемом объекте, умение изобразить отношение, взаимодействие человека с пространством, объектом, средой.

До конца 20 века окончательная презентация проекта осуществлялась исключительно посредством ручной графики и макетирования.
Зачастую архитектор не останавливался на задаче максимально точного отображения будущего здания (или же запечатлевая существующее), он также обращал внимание и на эстетические качества изображения. Сегодня, с развитием компьютерных технологий, роль ручной графики в презентации окончательного варианта проекта ушла на второй план. Тем не менее, наравне со стремлением к фотореалистичности компьютерных подач, существуют тенденции к более художественному и экспрессивному подходу. Таким образом, ручная графика (как и имитация ручной графики посредством компьютерных программ), остается актуальной и сегодня.

Отдельная область - это так называемая «бумажная архитектура», расцвет которой в нашей стране пришёлся на 1980-е годы. Бумажная архитектура — архитектурные проекты, неосуществимые в реальности из-за своей технической сложности, стоимости, масштабности или цензурных соображений, сокращения реального строительства.
Отцом ее считается Джованни Батиста Пиранези, итальянский гравер XVIII века, чьи архитектурные фантазии оказали неизгладимое впечатление на профессиональное воображение мастеров следующих столетий. К числу образцов «бумажной архитектуры» относятся и проекты, представлявшиеся на конкурсы Французской академии архитектуры в эпоху Великой французской революции, когда много фантазировали и мало строили. Вторая волна бумажных фантазий рождена авангардом начала прошлого века – проектами итальянских футуристов, немецких экспрессионистов и русских конструктивистов. И, хотя эти архитектурные проекты никогда не были реализованы и даже не предназначались для этого, они оказали значительное влияние на мировую архитектуру. Как и в художественном воплощении архитектурных фантазий, они позволяли архитектору выразить те идеи, которые невозможно реализовать в реальных проектах в силу различных обстоятельств.

Архитектурные фантазии стимулировали поиски новых идей в архитектуре и также представляли собой отдельную область графического искусства. Для передачи сюжета в создание произведения включаются разные техники живописи и графики, в том числе современные компьютерные технологии, с целью достижения необходимого эффекта. Но, тем не менее, зачастую в основе этих произведений также остается рисунок от руки. Отдельным преимуществом архитектурных фантазий является возможность для автора самореализации творческой индивидуальности.

Существуют примеры реального вторжения графики в архитектурные постройки. Так, австрийский художник и архитектор Фриденсрайх Хундертвассер построил в Вене жилой комплекс, который стал мировой достопримечательностью. Хундертвассер также широко известен во всем мире не только как автор своеобразной графической техники «бесконечных линий». Отторжение прямой не только результат увлечённости художника прихотливыми линиями австрийского барокко и искусства модерна. По мнению Хундертвассера, прямая линия, не встречающаяся среди природных форм («прямая линия совершенно чужда человечеству, жизни, всему живому», «прямая линия чужда богу»), пагубно влияет на здоровье человека, постоянно раздражая его.

Здесь придется сделать отступление и признать: не все разделяют позицию Хундертвассера относительно места прямой линии в архитектурном творчестве. Категорическое утверждение, что прямая линия не встречается среди природных форм и «..чужда человечеству, жизни… чужда Богу», - неубедительно. Именно прямая линия горизонта - метафизическое представление человека о мире - о разделении жизни на земную и небесную, о бесконечности жизни, о божественном и земном. Утверждение Хундертвассера вряд ли сможет поколебать религиозное сознание верующих людей в его основах. Кроме того, в реальной жизни можно наблюдать многие примеры создания высокохудожественных криволинейных пластических форм сооружений, в основе формообразования которых лежит прямая; например, конусы, гиперболоиды, нашедшие, в частности, воплощение в широко известных башнях Шухова. Даже современник Хундертвассера, не менее известный архитектор Ле Корбюзье, говорил: «...Кривая улица – дорога ослов, прямая улица – дорога людей…».

Многие явления жизни можно описать математически как уравнение прямой (например, прямолинейное движение, пересечение двух плоскостей и др.), что опосредованно выражает связь формы и содержания, а соотношение длин отрезков прямой в «золотом сечении» и вовсе являет некий феномен использования прямой в архитектурном творчестве.
Возвращаясь к теме, надо отметить, что последнее время растет популярность архитектурной графики. Работы представляются на выставках, проходят конкурсы, в том числе и международные.

Есть надежда, что широкая популяризация и распространение таких конкурсов с вовлечением в них студентов и молодых архитекторов будет способствовать и помогать профессиональному росту будущих мастеров.

Заслуженный архитектор России Владимир Авксентюк,
Архитектор Дарья Авксентюк-Каменская,
Инженер Виктор Брацун

На иллюстрациях к материалу: 

Архитектурная фантазия, Авксентюк В. П: 

Отель и оздоровительный центр Rogner Bad Blumau в Австрии,
архитектор Ф. Хундертвассер