В ходе мартовского заседания Комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам депутаты отметили нетрадиционный способ господдержки по программе обеспечения жильем молодых семей: им оказалось банальное выбытие из очереди тех, чей возраст перевалил за 35 лет – по закону, с этого момента они теряют статус «молодых».
О проекте изменений в государственную программу Новосибирской области «Обеспечение жильём молодых семей в Новосибирской области» депутатам рассказала заместитель регионального министра строительства Елена Бондаренко. Она предложила депутатам согласовать продление срока реализации программы до 2025 года и увеличение общего объёма финансирования на 293 миллиона 147 тысяч рублей, в том числе за счет федерального бюджета – на 64 млн 147 тысяч рублей, областного бюджета – 220 миллионов рублей, средств бюджетов муниципальных образований – 9 миллионов рублей. В 2020 году увеличение расходов по упомянутой программе должно составить 24 млн 286 тыс. рублей, в 2021 году – 24 млн 336 тыс. рублей, в 2022-м – 79 млн 524 тыс. рублей, в 2023 и 2024 году увеличение запланировано на 55 миллионов рублей ежегодно.
Елена Бондаренко напомнила, что в 2015-2019 годах реализовывалась государственная программа Новосибирской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области», в рамках которой выделялись субсидии на строительство (приобретение) жилья. По итогам реализации программы, жилищные условия улучшили 500 семей, включая 368 молодых семей.
По данным Минстроя Новосибирской области, число молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году, по сравнению с 2018 годом сократилось на 201 единицу. Более половины из общего количества нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей среди муниципальных районов Новосибирской области зарегистрировано в Карасукском (162), Чановском (102), Купинском (96), Новосибирском (89), Баганском (79). Маслянинском (65), Куйбышевском (60) и Барабинском (59) муниципальных районах.
Заместитель председателя Комитета Вадим Агеенко в качестве позитивного момента отметил, что «стало появляться хотя бы некое финансирование по этой программе». Вместе с тем, депутат тревожит стабильность цифры. «То есть мы не ждем прироста молодых семей?», - попросил уточнить парламентарий.
«Мы ждем прирост. На сегодняшний день у нас 1589 семей является участниками данной программы. Но, к сожалению, те объемы финансирования, которые закладываются каждый год в бюджете, не позволяют нам оказывать господдержку большему количеству семей», – сообщила Елена Бондаренко.
Еще один вопрос Вадима Агеенко был связан с другой программой Новосибирской области - «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области» и ее подпрограммой «Строительство (приобретение на первичном рынке) служебного жилья для отдельных категорий граждан, проживающих и работающих на территории Новосибирской области».
«Мы принимали эту программу с целью удержать специалистов медиков, педагогов и так далее на селе. Программа хорошо воспринимается, и она заработала в области. А почему на 2020 год обнулили данную программу полностью?» - выразил беспокойство Вадим Агеенко.
«При формировании бюджета было принято решение, что по первому кварталу на эту программу средства не будут предусмотрены. Пока по первому кварталу. Информация у нас есть, мы постоянно работаем с муниципальными образованиями, в том числе ведется формирование земельных участков. Как только лист ожидания превратится в реальный бюджетный лимит, развернется работа по фактическому предоставлению жилья», – заверила заместитель министра. Она также указала: средства бюджета в рамках указанной программы расходуются предельно экономно; в частности, 98 квартир было построено по проектам повторного применения из реестра Минстроя РФ.
Вадим Агеенко подчеркнул высокую социальную значимость программы («ведь мы тем самым привлекаем специалистов на село»), необходимость ее полноценного возобновления и предложил обратиться за поддержкой в этом вопросе к губернатору Новосибирской области Андрею Травникову.
«Вопрос не праздный, мы знаем, что и в Маслянинском, Тогучинском и Черепановском районе программа вызвала большой интерес у жителей, – отметил председатель Комитета Евгений Покровский. – Программа была полностью выполнена, 150 миллионов освоены. Многие депутаты обращаются с вопросом: будет ли продолжена эта программа? Программа интересная, так как она предоставляет возможность врачам, учителям, работникам дошкольных учреждений получить жилье, которое позволит им продолжить свою профессиональную деятельность в районах. Мы все понимаем, что сегодня молодой специалист не в состоянии ни на первичном, ни на вторичном рынке приобрести жилье. К сожалению, у нас руководство муниципального образования порой не готово предоставить жилье, а муниципалитет нуждается в специалистах. Думаю, что нам нужно от комитета сделать обращение к губернатору при рассмотрении поправок в бюджет предусмотреть финансирование данной программы в сумме не менее 2019 года».
По мнению первого заместителя председателя Законодательного Собрания Новосибирской области Андрей Панфёрова, сдача дома в Чановском районе стала олицетворением эффективного действия программы приобретения жилой недвижимости для отдельных категорий граждан. «Получили жилье как раз те категории граждан, о которых говорил Евгений Николаевич (Покровский). Когда приезжал губернатор на сдачу этого дома, то речь шла о продолжении этой программы и о сумме 150 миллионов рублей. В свою очередь, я написал письмо и разговаривал с депутатами по этому вопросу. Также уверен, что фракция «Единая Россия» в Законодательном Собрании нас поддержит», – акцентировал внимание Андрей Панфёров.
Депутат Олег Сметанин поинтересовался, сколько семей в год получают квартиры.
«2019 год – 121 квартира, 2020 год – 74 квартиры», – проинформировала Елена Бондаренко.
«Иными словами, до 2025 года эта программа, скорее всего, выполнена не будет?» – уточнил депутат.
«Все будет зависеть от доходной части бюджета; чем больше на эту программу будет выделяться денег, тем будет больше возможностей привлечь софинансирование, в том числе, из федерального бюджета», – пояснила замминистра.
Один из депутатов обратил внимание на то, что, по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в Новосибирской области за период с 2013 по 2018 год сократилось на 7042. При этом число семей, которые реально получили поддержку, согласно официальным данным, лишь немногим превысило 1500.
«С чем связана эта разница, изучали ли вы ее причины?» – обратился парламентарий к представителю регионального Минстроя и тут же назвал наиболее вероятную природу этого огромного разночтения: неумолимо увеличивающийся возраст участников. «Например, если по «многодетной» программе поддержки семья встала в очередь, эта очередь сохраняется за ней вне зависимости от возраста ребенка, – указал депутат. – А очередь в программе по обеспечению жильем молодых семей теряется по достижении 35 лет; то есть можно, условно говоря, в 30 лет встать в очередь и до 35 лет так и не успеть получить государственную поддержку». Парламентарий предложил расширить возрастные рамки хотя бы на 3-4 года, чтобы очередь не редела главным образом по причине «возрастного выбытия» (разумеется, при полном соблюдении претендентами на государственную поддержку всех остальных условий ее получения).
Елена Бондаренко для полноты картины уточнила основные требования, предъявляемые к молодым семьям для получения поддержки; среди прочего, это наличие доли собственных средств на приобретение возводимого жилья (бюджет вправе субсидировать не более 35 процентов стоимости). После этого она твердо указала на недопустимость увеличения возраста «молодых семей» по усмотрению регионального парламента: данный возраст строго ограничен федеральным законодательством, и нарушение в этом пункте повлечет полную остановку финансирования.
Больше вопросов у депутатов не появилось; итогом обсуждения стало согласование предложенного проекта изменений в государственную программу НСО «Обеспечение жильём молодых семей в Новосибирской области».