ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКОВ, НО ДЕШЕВЛЕ

79
8 минут
ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКОВ, НО ДЕШЕВЛЕ

В Новосибирске обсудили парадоксы финансовых механизмов

27 октября в НГАСУ (Сибстрин) состоялось рабочее совещание на тему: «Меры поддержки строительной отрасли в текущей экономической ситуации. Лизинговые программы поддержки, альтернативные варианты приобретения техники в условиях дефицита». Событие было организовано Ассоциацией строительных организаций Новосибирской области (АСОНО) совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, секцией лизинговых компаний на базе Новосибирского банковского клуба.
Модераторами выступили генеральный директор АСОНО Мария Бирюкова и председатель правления НГТПП, президент Новосибирского банковского клуба Владимир Женов.


Владимир Женов поблагодарил Ассоциацию строительных организаций Новосибирской области за инициативу проведения встречи и выразил уверенность, что она окажется полезной всем собравшимся: и руководителям строительных компаний, и представителям лизинговых фирм.
«Цель мероприятия – напомнить о мерах поддержки, которые сегодня оказываются строительной отрасли, и в живом диалоге прояснить те реальные проблемы строителей, которые помогли бы решить, в частности, лизинговые компании», - конкретизировала Мария Бирюкова.

СЛЕДИТЕ ЗА МЕРАМИ ПОДДЕРЖКИ

С кратким обзором мер государственной поддержки выступил ведущий юрист АСОНО Максим Жилин.
Среди упомянутых мер – возможность пересмотра цены государственных или муниципальных контрактов в связи с резким увеличением стоимости строительных ресурсов, отмена неустойки при нарушении арендатором (земли) сроков исполнения масштабных инвестиционных проектов в 2022 году. «Характер последней меры – заявительный», - уточнил Максим Жилин. Также в качестве господдержки он назвал дополнительные 24 миллиарда рублей, выделенные Правительством РФ на расселение аварийного жилья в регионах (в том числе в Новосибирской области). Еще одна стимулирующая инициатива – выделение из федерального бюджета 56 млрд рублей на субсидирование ипотечных процентных ставок при покупке жилья в новостройках. Упростить работу строителей призвано сокращение числа административных процедур и сроков согласования и утверждения документов территориального планирования, а также продление моратория на проверки со стороны контрольно-надзорных органов в отношении предприятий с невысокими рисками.
Как подчеркнул Максим Жилин, помощь государства строительному комплексу в связи с удорожанием ресурсов и санкциями формализуется в постоянно растущем множестве нормативно-правовых актов. Их трудно подробно охватить в кратком сообщении, и за ними достаточно сложно уследить в рабочем порядке, в связи с чем ведущий юрист АСОНО рекомендовал предпринимателям для постоянного оперативного информирования в этой части подписаться на телеграмм-каналы «АСОНО – оперативный штаб» и «РСС. Меры поддержки строительной отрасли».

СУБСИДИИ ОТ МИНПРОМТОРГА И ПРЕИМУЩЕСТВА ЛИЗИНГА

Заместитель директора Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Эдуард Кийко по ВКС рассказал о существующих мерах поддержки потребителей строительно-дорожной и специальной строительной техники.
В частности, он упомянул «лизинговую субсидию» от Минпромторга - «самую прозрачную, понятную и эффективную». «Мы субсидируем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 мая 2022 года № 811 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям… на возмещение недополученных ими доходов по кредитам…», - сообщил Эдуард Кийко. – В основном, это касается закупок строительно-дорожной техники, коммунальной и сельскохозяйственной техники». Техника должна быть преимущественно российского производства; вместе с тем, по информации Эдуарда Кийко, в настоящее время прорабатывается возможность субсидирования приобретения зарубежной техники, не имеющей российских аналогов.
Представитель Минпромторга РФ обнадежил лизинговые компании тем, что для получения субсидий по указанному постановлению отсутствуют ограничения по сумме уставного капитала фирм-претендентов. «От 10 до 15 процентов стоимости техники мы субсидируем, и мы рады всем», - гостеприимно сообщил представитель Минпромторга, добавив, что за последний год субсидии были одобрены для 60 лизинговых компаний со всей России. Вместе с тем, по его словам, в текущей ситуации годовой бюджет упомянутых субсидий пришлось сократить с 2 млрд до 750 млн рублей, так что теперь, скорее всего, всем желающим поддержки не хватит – тем более если учесть, что, помимо лизинговых фирм, на субсидии претендуют и непосредственно дорожно-строительные, сельскохозяйственные и коммунальные компании.

Собравшиеся на рабочем совещании представители лизинговых компаний назвали виды лизинговых услуг, которые сегодня востребованы (или могут быть востребованными) строителями при приобретении техники и оборудования: это финансовый, возвратный и операционный лизинг.
По оценке финансистов, лизинг выгоден для покупателей тем, что позволяет быстрее по сравнению с «традиционным» кредитом оформлять сделки - поскольку здесь не требуется имущества для залога. А главное, благодаря механизму ускоренной амортизации и возможности отнесения на затраты расходов на приобретение основных средств, лизинг позволяет сократить выплаты по налогам на имущество, на прибыль, НДС.

«МЫ МОЖЕМ КУПИТЬ ЭТО И БЕЗ ВАС»

Строители, со своей стороны, оценили перспективы приобретения техники и оборудования по лизинговым схемам менее радужно.
Президент ГК SKY Group Владимир Литвинов, в частности, отметил, что тот юридический контекст, в котором сегодня вынуждены существовать застройщики (обязательства перед дольщиками на фоне недоступности средств эскроу-счетов до самого конца строительства, и пр.) весьма затрудняет доступ застройщиков к возможностям лизинга.
Но основная недоработка, из-за которой, по его опыту, застройщики неохотно идут на сотрудничество с представителями лизинговых компаний – неясность их коммерческих предложений, дефицит конкретности в их услугах. По мнению Литвинова, лизинговым компаниям полезно было бы изучить реальные потребности застройщиков, после чего бить точно в цель, предлагая на выгодных условиях ту технику и оборудование, которых строительному бизнесу реально не хватает. Для примера он назвал современные сваебойные машины («их сегодня две-три на весь Новосибирск»), установки для устройства буронабивных свай, мощные бетононасосы для подачи бетонных смесей на высотные отметки. Предприниматель уверен: сотрудничество с лизингодателями пойдет только тогда, когда строитель увидит реальные, предметные выгоды. А пока у строителей есть масса других путей для повышения эффективности своего бизнеса за счет прямых вложений в новые технологии и оборудование, которые позволяют сократить сроки строительства, уменьшить потребление электрической и тепловой энергии на объектах, и т.п. «Мы можем купить все это и без вас, на собственные средства», - обращаясь к лизингодателям, резюмировал Литвинов.
«И это будет дешевле, чем по лизингу, процентов на 20», - поддержал Литвинова финансовый директор дорожно-строительной компании «СТС ПЛЮС» Геннадий Майжаков.


НУЖНЫ БОЛЕЕ ДОЛГИЕ РАССРОЧКИ

По оценке Геннадия Майжакова, при лизинговой покупке техники возникает, как минимум, две серьезные проблемы. Первая - большой авансовый платеж, до 30 процентов, который нужно заплатить сразу, в один момент. И вторая – срок выплат: он очень краткий, как правило, не более трех лет. Нормальный инвестиционный цикл больше, до 7-8 лет; иными словами, строителям нужны более «длинные» деньги, иначе ежемесячный платеж будет слишком велик и станет съедать основную часть прибыли. «Возьмите для примера комплект техники, необходимый нам для дорожно-строительных работ: асфальтоукладчик, три катка, «щетка», битумовоз и пр. – порядка ста миллионов рублей все это в сумме стоит. Если разбить расчет на три года, получится примерно три миллиона в месяц. А если сюда добавить фактор сезонности, то получится и того больше – до 5 миллионов в месяц придется выплачивать. Между тем, рентабельность дорожного строительства не так уж и высока – до 7 процентов. И при наших фактических оборотах получается, что придется почти все, что заработали, отдавать на лизинговые выплаты».
Геннадий Майжаков высказал подозрение, что в реальности у лизинговых компаний нет возможности, даже при желании, предоставить строителям более долгую рассрочку платежей, поскольку у них самих – дефицит «длинного фондирования». Представители лизингодателей опровергли это подозрение, дополнительно подчеркнув, что у них нет намерения нагрузить строителей неподъемным финансовым бременем – напротив, они ориентированы на поддержку отрасли, но здесь, по их оценке, очень важно получить от строителей внятное техническое задание, без которого перспективы сотрудничества выглядят туманно.
По мнению Владимира Женова, сегодня такие технические задания от строителей лизингодателям ждать бессмысленно, у них хватает других забот; нужно стараться самим идти навстречу с более выверенными предложениями.

«СТАНЬТЕ ЭКОСИСТЕМОЙ!»

Строители также посоветовали коллегам из финансового сектора расширить диапазон оказываемых услуг. Этого можно достичь, как уже отчасти говорилось - взяв на себя часть работы по исследованию рынка техники и оборудования, чтобы предлагать не чисто финансовую услугу по покупке выбранной самими строителями техники, но и представлять непосредственно саму технику, ее варианты, подобранные под фактические потребности строительных компаний («нужно действовать, как экосистема»).
Отвечая на критику и предложения строителей, лизингодатели заверили: в последнее время их работа существенно усовершенствовалась. В большинстве случаев их компании идут навстречу лизингополучателям и составляют индивидуальные графики платежей, удобные для покупателей (в частности, учитывающие сезонную неравномерность поступления доходов клиентам – это очень важно для дорожных строителей). Также у многих лизингодателей уже сейчас есть дополнительные скидки от поставщиков на отдельные виды техники, договоренности о прямых поставках, присутствует возможность предоставлять предприятиям, попавшим в трудные экономические условия, существенные отсрочки по лизинговым платежам. Из недавно открывшихся, новых вариантов была названа возможность приобретения в лизинг техники б/у, «с пробегом», и ряд других.
Обо всем этом в кратких сообщениях рассказали руководитель компании «Газпром Лизинг» Евгений Чистяков, руководитель Группы «Альфа-Лизинг» Александра Ладыгина, руководитель представительства «Каркада Лизинг» в Новосибирске Наталья Красковская и другие представители лизингодателей.
Мария Бирюкова, подводя итог встрече, подчеркнула, что для нормального взаимодействия «дорога сотрудничества» между лизиногодателями и строителями должна быть открыта в обоих направлениях. Она оценила совещание как эффективное – поскольку стороны услышали друг друга и наметили те сферы, в которых необходимо, к взаимной выгоде, совершенствовать свою деятельность.

Сибстройинформ