НЕ СПАЛИТЕСЬ

268
11 минут
НЕ СПАЛИТЕСЬ

18 ноября Ассоциация строительных организаций Новосибирской области (АСОНО) провела для входящих в АСОНО компаний информационно-разъяснительный семинар по практическим вопросам государственного строительного надзора в сфере пожарной безопасности. В ходе семинара были рассмотрены нововведения в законодательной базе, регламентирующей процесс госстройнадзора в целом и надзора в сфере пожарной безопасности, сделан обзор типичных нарушений, выявляемых при проверках.
Спикерами выступили специалисты инспекции Государственного строительного надзора Новосибирской области.

СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ – ПОД НАДЗОРОМ

Начальник отдела государственного строительного надзора по Новосибирской области № 1 Ольга Ковалева во вступительном слове напомнила о недавнем законодательном расширении полномочий инспекции Госстройнадзора, основанных на новой редакции ст. 54 Градостроительного кодекса. С 1 июля 2021 года государственный строительный надзор осуществляется не только в отношении строительно-монтажных работ, применяемых строительных материалов, наличия разрешения на строительство, но и в отношении работ по консервации объектов, строительство которых остановилось свыше 6 месяцев назад. Кроме того, теперь Госстройнадзор должен контролировать осуществление строительного контроля.
С 1 января 2022 года изменятся сроки проведения документарных и выездных проверок. Если в настоящее время нормативный срок - 20 рабочих дней, то с января 2022, в соответствии с п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 федерального закона от 31.07.2021 № 248-ФЗ, данный срок сократится до 10 рабочих дней.

РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ «ВЫХОДИТ ИЗ ТЕНИ»

Еще одно важное новшество – с 12 июля 2021 года статья 48 Градостроительного Кодекса РФ дополнена понятием «рабочая документация» (РД). Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации, при этом подготовка проектной и рабочей документации может осуществляться одновременно.
В случае внесения в РД изменений, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 части 38 статьи 49 Градкодекса, приведение в соответствие с такими изменениями проектной документации не потребуется - при условии, что такие изменения в РД утверждены застройщиком или техническим заказчиком в соответствии с ч. 15 статьи 48 ГрК РФ (через получение положительного заключения от органа экспертизы).

В этом случае утвержденные застройщиком, техническим заказчиком изменения в рабочую документацию признаются частью проектной документации. В связи с этим дополнения внесены в предмет государственного строительного надзора (в пункт 1 ч. 2 ст. 54 ГрК РФ): теперь им является «проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства.., а также результатов таких работ требованиям утвержденной проектной документации (с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и утвержденных застройщиком)».

Ольга Ковалева предупредила: несмотря на появление в официальном правовом тезаурусе понятия «рабочая документация», привычная «проектная документация» все равно остается основной, к которой обращаются как при проверках в ходе строительства, так и при решении каких-то вопросов, возникающих в процессе эксплуатации на всех этапах, вплоть до завершения жизненного цикла объекта.
Касаясь спорных моментов соблюдения обязательных и добровольных нормативных требований при проектировании и строительстве, Ольга Ковалева напомнила, что любой документ из правительственного перечня «добровольных», вписанный проектировщиком в проект, автоматически становится обязательным для данного конкретного проекта. Соответственно, госстройнадзор в обязательном порядке будет требовать соблюдения норм данного документа от строителей.

ППБ: ИЛИ РИСКУЙТЕ, ИЛИ ВЫПОЛНЯЙТЕ ВСЁ

Инспекторы Госстройнадзора Новосибирской области обратили внимание на особенности баланса «добровольности» и «обязательности» выполнения требований нормативных документов при обеспечении пожарной безопасности объекта

Согласно п. 1 ст. 6 федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из двух условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Суть в том, что добровольность применения части нормативных документов должна быть аргументирована и подтверждена расчетом пожарного риска. Если расчета нет, пожарная безопасность объекта будет считаться обеспеченной только при условии выполнения требований всех нормативных документов по ПБ – и «обязательных», и «добровольных».

Из недавних нововведений в сводах правил противопожарной безопасности представители Госстройнадзора упомянули требование о том, что в зданиях высотой больше 28 метров, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) и Ф1.4 (одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные), двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров должны быть противопожарными, с пределом огнестойкости не менее Е30. А поэтажные коридоры в жилых зданиях обязательно должны отделяться от лестничных клеток – в противном случае все квартиры необходимо оборудовать противопожарными дверями. Появился ряд требований по обеспечению безопасности маломобильных групп населения – на них представители Госстройнадзора не стали останавливаться подробно.

ПРОВЕРКИ: ГДЕ ПЛОХО, ТАМ И ЖЖЕТСЯ

Старший государственный инспектор Сергей Гладышев сделал обзор тех нарушений, которые выявляются Госстройнадзором в ходе плановых и внеплановых проверок. По его сведениям, очень часто слабым местом объекта оказываются конструктивные узлы, которые плохо прорабатываются и на этапе проектирования, и на этапе строительства. «Просишь строителей показать эти узлы – а они не могут их показать», - посетовал Сергей Гладышев. Между тем, к этим элементам строительных конструкций предъявляются серьезные требования, в том числе и по разделу «Пожарная безопасность». Среди прочего, как пояснили представители Госстройнадзора, для узлов должна быть обеспечена противопожарная защита, равная защите всех остальных частей несущей конструкции здания (сооружения). Плохо прорабатываются узлы сопряжения коммуникаций: строители злоупотребляют монтажной пеной, порой пренебрегая ее фактическими характеристиками.

Еще одно частое нарушение – замена предусмотренных в проекте материалов, призванных обеспечивать противопожарную защиту (когда реально использованные материалы не соответствуют заявленным в проектной документации). «Вы можете сказать: какая разница, ведь мы всего лишь заменили один материал на другой, равноценный. Но поймите правильно, главный акцент нашей работы – проверка соответствия реально выполненных на объекте работ проектной документации. И при выявлении несоответствий мы обязаны применять к нарушителям санкции», - пояснил позицию инспекции Сергей Гладышев. Избежать нарушения в ситуациях такого рода можно, своевременно внося соответствующие изменения в проектную документацию.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОЕКТ

Ольга Ковалева посоветовала, как можно избежать лишней работы и волокиты с внесением изменений в проект в подобных случаях. Оказывается, нужно в проектной документации указывать только технические характеристики противопожарного оборудования, без конкретизации бренда или производителя. Тогда при замене оборудования на аналог, не указанный в проекте (но с сохранением базовых технических характеристик), никакого изменения в проектную документацию вносить не потребуется. «Но ведь проектировщики прописывают в документации конкретных производителей», - удивился внешней простоте решения один из участников семинара. «Нужно правильно формулировать техническое задание проектировщикам, а потом обеспечивать входной контроль проектной документации», - парировала Ольга Ковалева. На самом деле, ни один норматив не требует фиксации в проекте оборудования конкретного производителя, и нужно потребовать от проектной компании ограничиться в проекте только техническими характеристиками оборудования – тогда у подрядчика руки будут свободнее в поисках поставщиков.

Но если утвержденная ПД содержит, в том числе, точное указание марки и производителя комплектующих – без внесения изменений в ПД не обойтись. «Половинчатые» схемы – когда, например, проектировщики предоставляют строителям подписанные бумаги о том, что та или иная замена «согласована без внесения изменений в ПД» - не проходят, Госстройнадзор все равно будет считать выявленную замену нарушением и выписывать штрафы.
По мнению Ольги Ковалевой, застройщики совершенно зря при необходимости внесения изменений в ПД «привязываются» к той проектной компании, которая выполнила проект. Вносить изменения вправе любое другое лицо, обладающее соответствующими компетенциями и отвечающее нужным требованиям (членство в Национальном реестре специалистов, вхождение в состав профильной саморегулируемой организации и т.п.). «Проектная документация после того, как вы ее купили у проектировщиков - ваша собственность, авторских прав на нее нет», - добавила представитель Госстройнадзора.

ПРО ОГНЕТУШИТЕЛИ, БЫТОВКИ И СВАРОЧНЫЕ ПОСТЫ

Возвращаясь к общему обзору часто выявляемых на площадках нарушений, Сергей Гладышев упомянул неправильное размещение первичных средств пожаротушения на стройплощадке: недостаточно, если пожарный щит, ящик с песком, ведро, багор и т. п. формально присутствуют в границах территории; они должны располагаться ближе к местам потенциального возникновения пожаров и должны быть установлены так, чтобы ими можно было реально воспользоваться при возникновении опасных ситуаций. Огнетушители должны быть технически исправными, не просроченными, оборудованы раструбами и пр. Кроме того, сведения об огнетушителях на объекте обязательно следует вносить в отдельный журнал учета огнетушителей (да, такой журнал существует).

Также Сергей Гладышев указал на широко распространенное наплевательское отношение к электрооборудованию строительных бытовок. «Приходишь в вагончик – а там проводка открытая, сделанные как попало скрутки, открытые автоматы-выключатели и розетки, порой даже не закрепленные, просто болтающиеся в воздухе, - нарисовал неприглядную картину инспектор. - Иногда такое наблюдаем даже в вагончиках, где бытуют сами бригады электриков; получается, сапожник без сапог».

Еще одно место частых нарушений – сварочные посты, расположенные в неположенных местах (в нарушение стройгенплана), выполненные из горючих материалов, и вдобавок захламленные горючим мусором. К сожалению, нередко нарушения на площадке умножают и сами сварщики, которые при проверке даже не могут подтвердить свою квалификацию. «Спрашиваешь его, где твое удостоверение, а он отвечает, что дома оставил. По закону, такой человек не имеет права вести сварочные работы на площадке. Добейтесь, чтобы у ваших сварщиков при себе была хотя бы ксерокопия удостоверения, этого будет достаточно», - порекомендовал Сергей Гладышев.

ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ: «ГОРЮЧИЕ МЕЛОЧИ»

Представители инспекции также подчеркнули необходимость точного выполнения в ходе строительства заложенных в проекте технических и объемно-планировочных решений, влияющих на обеспечение пожарной безопасности объекта. К примеру, как выяснилось, нередко при строительстве не выдерживается нормативный зазор между лестничными маршами и лестничными поручнями (он должен быть 75 мм). Ширина лестничных площадок должна быть не меньше ширины лестничного марша – ведь это ответственный путь эвакуации при пожаре.
Недопустимо при монтаже внутреннего противопожарного водопровода в подземных автостоянках по своему усмотрению уменьшать диаметр трубы – а такое, по оценке Сергея Гладышева, встречается на каждом третьем проверяемом объекте. «Труба такого водопровода должна быть 65 мм, и не меньше, экономить тут нельзя», - призвал строителей к порядку инспектор.

Зато сэкономить можно, например, на противопожарных муфтах на полипропиленовых канализационных стояках; по оценке специалистов Госстройнадзора, проектировщики порой перестраховываются, избыточно предусматривая такие муфты на трубах, упрятанных в закрытые гипсокартоном короба – «шахты», где они уже нормально защищены от огня.
«Или возьмем металлические косоуры лестничных маршей. Целесообразнее, отделывая их, совмещать облицовку и огнезащиту», - указал на еще один рационализаторский ход Сергей Гладышев.

Боле тонкий, но тоже важный момент обеспечения пожарной безопасности, который, к сожалению, часто не учитывается даже на этапе проектирования, заключается в том, что проемы пожарных выходов должны закладываться исходя из ширины в свету. «Ширина в свету» - это ширина полотна минус размер притворов дверной коробки и минус толщина дверного полотна (а в идеале – и минус размер выступающей дверной ручки). Иными словами, необходимо учитывать реальные габариты, которые остаются в дверном проеме для прохода человека после того, как установлена дверная коробка, дверь и все доборные элементы.
При любых конструкциях окон на лестничных клетках высота открывания не должна превышать 1,7 метра. «Но по факту бывает так, что подходишь к окну – и не можешь дотянуться до него, чтобы открыть. Такие моменты надо обязательно отслеживать», - констатировал Сергей Гладышев.

Участники семинара высоко оценили уровень его организации и полученную информацию. По их мнению, практику проведения подобных мероприятий следует продолжать.

Оксана Сальникова, ООО «Алтис Инжиниринг»: Да, семинар оказался полезным. Был один вопрос, ответ на который не очень порадовал – но это уже не зависит от организаторов, в любом случае получена важная информация, которую надо учитывать в работе. Думаю, подобные семинары надо проводить и в дальнейшем, расширяя и углубляя их тематику по отдельным разделам – например, по системам пожарной безопасности, по системам дымоудаления, и т. п.

Павел Педченко, ГК «Альтернатива»: «Актуальный семинар, такие надо проводить чаще. Правовая база, регулирующая вопросы надзора, быстро меняется, уследить за всеми изменениями трудно, а на практике в законодательстве часто проявляются неясности, противоречия. У нас в ходе работы порой возникают вопросы, которые неуместно задавать инспектору, когда он уже пришел на площадку, а здесь как раз и можно, и нужно их озвучивать, получая ответы из первых уст, в рамках открытого конструктивного диалога».

Записал А. Русинов