ПРОСТЫХ РЕШЕНИЙ НЕТ

469
23 минуты
ПРОСТЫХ РЕШЕНИЙ НЕТ

Общественный совет при Минстрое НСО: подробности

В рабочую повестку ноябрьского Общественного совета при Министерстве строительства Новосибирской области вошли такие вопросы, как: резкое удорожание строительных материалов и компенсация затрат застройщикам; освоение зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации; проекты комплексного развития территорий, занимаемых аварийным жилым фондом; реализация планов «Гостевые маршруты» в рамках подготовки Новосибирска к проведению молодёжного ЧМ по хоккею в 2023 году, а также основные параметры проекта Прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2022-2036 годы по виду деятельности «Строительство».

Во вступительном слове министр строительства Новосибирской области Иван Шмидт отметил «высокий уровень напряжения» в отрасли. Он спровоцирован, среди прочего, внедрением проектного банковского финансирования долевого строительства, заменой механизма КУРТ на КРТ, резкими скачками цен на строительные материалы, несбалансированностью смет на различных стадиях разработки проектной документации, обязательным внедрением в практику проектирования BIM-технологий. Всё это происходит на фоне критически низкого уровня заработной платы в отрасли и негативных ожиданий в условиях пандемии. При этом коллективы строительных организаций продолжают удерживать высокие темпы работ и объёмы ввода готовой продукции, подчеркнул министр.

По вопросу «Ценообразование в строительстве. Удорожание материалов. Компенсация затрат» выступила директор государственного казенного учреждения Новосибирской области «Региональный центр мониторинга цен строительных ресурсов» (ГКУ НСО «РЦМЦСР») Ксения Шрайбер. Она отметила, что в 2019 году Минстроем России была утверждена обновленная федеральная сметно-нормативная база (далее - ФСНБ-2020, ФСНБ), которая включает в себя сметные нормативы, единичные расценки и отдельные составляющие к ним, учитывающие использование новых технологий строительства, технологических и конструктивных решений, а также современных строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования.
В целях организации государственного мониторинга цен на строительные ресурсы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сформированы региональные центры мониторинга стоимости строительных ресурсов (РЦМ), правительством Новосибирской области во исполнение постановления Правительства РФ от 23.12.2016 № 1452 (ред. от 15.05.2019) «О мониторинге цен строительных ресурсов», приказа Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр «Об утверждении Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства» подписано распоряжение от 24.12.2019 №506-рп о создании учреждения ГКУ НСО «РЦМЦСР».

По информации Ксении Шрайбер, первым делом был увеличен нормативный уровень среднемесячной оплаты труда рабочего, занятого в строительстве (за 2019 год он вырос относительно 2018 на 15%).
Актуализированы ценообразующие ресурсы объектов дорожного хозяйства в Новосибирской области для ФДА «Росавтодор», что позволило увеличить индексы за 2 квартал 2020 примерно на 6% и снизить риски срывов конкурсных процедур на строительство/ремонт автомобильных дорог. Далее, в связи с большой площадью Новосибирской области (178,2 тыс. кв.км), постановлением Правительства НСО от 20.10.2020 №444-п регион был разделен на ценовые зоны, установлен перечень центров таких ценовых зон для расчета индексов изменения сметной стоимости.
«Для исправления сложной ситуации в определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта в муниципальных образованиях Новосибирской области нами подготовлены и направлены документы с обоснованием для расчета индексов по элементам прямых затрат расчетным методом на 1 квартал 2021 г. для 4-х ценовых зон Новосибирской области, - сообщила Ксения Шрайбер. – Это было сделано для всех видов объектов строительства, за исключением «Искусственных дорожных сооружений» и «Автомобильные дороги».
Как сообщила Ксения Шрайбер, индекс на оплату труда не отражал фактических затрат в Новосибирской области, так как актуальная информация на момент выполнения расчета не была сформирована Новосибирским органом статистики, а последнее обновление датировалось 2017 годом.

Чтобы решить эту проблему, совместно Ассоциацией строительных организаций Новосибирской области была собрана свежая информация, которая легла в основу расчета актуальной зарплаты рабочего первого разряда. Это позволило увеличить уровень реальной среднемесячной оплаты труда рабочего, занятого в строительстве, на 16% (за 2020 год, в сравнении с 2019 годом).
Вместе с тем, из-за отсутствия индексов по видам работ не удалось в полном объёме решить вопрос с приведением сметно-нормативной оценки ремонтных работ в соответствие с фактическим рыночным уровнем цен. Между тем, удорожание по группам материалов по состоянию на июль 2021 года относительно 3 квартала 2020 года составило от 12 до 98%. В итоге до 70% конкурсов по выбору подрядчиков на капитальный ремонт по постановлению Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 признаются несостоявшимися из-за отсутствия претендентов.

Как было отмечено на Общественном совете, рост стоимости строительных материалов и его отрицательное влияние на государственные и муниципальные контракты становится основным вопросом в ценообразовании на сегодняшний день.
Для преодоления этой проблемы было принято постановление Правительства РФ от 9 августа 2021 г. № 1315, где прописан механизм компенсации подрядчикам роста цен на стройматериалы при исполнении бюджетных контрактов на основании п. 8 ч 1 ст. 95 федерального закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Приказом Минстроя России от 21.07.2021 № 500/пр определен порядок расчета, после выполнения которого возможно заключение дополнительного соглашения к контракту об изменении стоимости в связи с ростом цен на строительные материалы. При этом компенсация возможна только для контрактов стоимостью от 1 млн рублей и сроком исполнения работ свыше 1 года.
В настоящее время предусмотрено продление срока действия постановления № 1315, анонсированы изменения приказа 500/пр., но, к сожалению, для строительных контрактов со сроком до 1 года так и не планируется мер компенсации убытков.
Отдельный вопрос – контракты по капремонту общего имущества в МКД, регулируемому постановлением Правительства РФ 01.07.2016 № 615. Возможность корректировки их фиксированной цены в сторону увеличения прописана Постановлением Правительства № 1667 от 30.09.2021 – но не более чем на 25%.

Стоит добавить, что «Планом мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации» (утв. Правительством РФ 10.12.2020 № 11789п-П16) в качестве главной задачи 2022 года назван переход на ресурсно-индексный метод с использованием информации о текущих ценах строительных ресурсов, размещенных в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).
Для решения указанной задачи, в соответствии с планом, требуется сформировать номенклатуру ценообразующих строительных ресурсов для расчета индексов к группам однородных ресурсов, доработав предварительно схему сбора цен от поставщиков, субъектов РФ, госкомпаний и торговых площадок, сформировать федеральную сметно-нормативную базу в уровне цен 2021 года (ФСНБ-2021). Кроме того, нужно актуализировать ФССЦ, ФСЭМ и КСР в части номенклатуры и стоимостных показателей строительных ресурсов (в ценах 2021 года), а также провести актуализацию КСР в части учета в кодах девяти знаков в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).
Переход на ресурсно-индексный метод должен обеспечить повышение достоверности определения сметной стоимости за счет исключения неточностей в расчетах, связанных с применением укрупненных индексов и различной структурой затрат по видам объектов.

В тех же целях повышения достоверности определения сметной стоимости член Общественного совета, генеральный директор АО «Бердский строительный трест» Александр Воронин представил пакет предложений, который требует изучения специалистами Минстроя НСО.
В частности, он предложил аукционы по выбору подрядчиков для строительства бюджетных объектов проводить по проектной документации стадии «РД», прошедшей экспертизу, а не стадии «П»: рабочая документация более детальна, на ее основе непосредственно осуществляется стройка, поэтому начальная максимальная цена контракта, сформированная на ее основе, ближе к реальной рыночной цене строительства. ПСД, «отыгранная» по стадии «П», в любом случае требует корректировки и прохождения повторной экспертизы, что влечет за собой увеличение сроков строительства и возникновение дополнительных затрат.
По мнению Александра Воронина, было бы полезно создать при региональном Управлении капитального строительства специальную проектную организацию, которая целенаправленно занималась бы разработкой проектной документации для строительства социальных объектов.

«Сегодня стандартный набор производимых работ примерно одинаков на всех объектах социального назначения, - сделал вводную к следующему предложению Александр Воронин. - Но в связи с разницей в индексах перевода из базовой цены в текущую один и тот же набор работ на объектах разного назначения имеет разную стоимость. Так, индекс Минстроя РФ на материалы по 1-й зоне на 3-й квартал 2021 г. на объекте «больница» составил 6,38, а на объекте «школа» – 5,12, что на 19,75% меньше».
Для определения начальной цены контракта гендиректор АО «БСТ» рекомендовал применять индексы по видам работ как наиболее точные для определения текущей стоимости. При данном подходе каждый ресурс умножается на отдельный индекс, рассчитанный именно для этого ресурса. Индексы по видам строительства к СМР и индексы по видам строительства по статьям затрат дают искаженную стоимость по объекту. Предлагаемое решение использовать индексы по видам работ данное искажение уберет.

Отдельно была рассмотрена проблема корректировки фиксированной стоимости контрактов в связи с удорожанием материалов. Применяемые на данный момент индексы не отражают реальную картину как по стоимости, так и по их доставки до объекта. Предлагаемое в рамках приказа Минстроя РФ №500/пр от 21.07.2021 решение по компенсации стоимости удорожания оформляется только в разрезе материалов и оборудования, принятых по прайс-листам, а материалы, учтенные в сборниках сметных цен, оцениваются по сборнику (ФССЦ) с учетом нового индекса. При этом рост этого индекса, например, в 3 кв. 2021 г. по отношению к 1 кв. 2021 г. составил всего 2,35%, в то время как фактическое повышение стоимости материалов на рынке за тот же период составило 31,05%.
Учитывая данное несоответствие, предложено расчет удорожания по материалам принимать по фактической стоимости не только прайсовых позиций, но и позиций, взятых по ФССЦ, так как рост индекса не отражает фактический рост стоимости материалов.

Также было внесено предложение по усовершенствованию системы ценовых зон в Новосибирской области. Напомним, постановлением Правительства НСО от 20.10.2020 №444-п был установлен перечень ценовых зон области для расчета индексов изменения сметной стоимости. В соответствии с данным постановлением число зон – 4. Разница в индексе между 1-й и 4-й зоной фиксируется на доставку материалов, и для 3 кв. 2021 года для объектов социального назначения составляет: детские сады – 13%; школы – 9,18%; больницы – 19,5%; кирпичные дома –47%.
Поскольку перечень материалов для перевозки в каждую зону примерно одинаков, то непонятно, почему разница между зонами для каждого объекта своя. Она должна быть единой. В постановлении предыдущей редакции такого несоответствия не было. Кроме того, зон предусматривалось 7, а не 4. Перевод цен осуществлялся зональным коэффициентом, а не индексом. На 7-ю зону к материалам применялся повышающий коэффициент К=1,4 (40%). Сегодня же, если строить школу в 7-й зоне (на сегодня в 4-й), то удорожание составит лишь 1,0918 (9,18%).

О внедрении технологий информационного моделирования (ТИМ, англ. BIM).
С 1 января 2022 года проектная документация по объектам капитального строительства, возводимых в рамках государственных и муниципальных контрактов, на основании постановления Правительства РФ от 05.03.2021 г. № 331 должна предусматривать формирование и ведение информационной модели.
Это обязывает уже сейчас ввести активную подготовку проектных организаций к информационному моделированию объектов, что в итоге позволит снизить стоимость строительства, сократить время проектирования, устранить коллизии в проектной документации и повысить ее качество. Кроме того, важной задачей становится органичная интеграция сметного нормирования и ТИМ. Уже есть программное обеспечение, позволяющее эффективно связать в единую команду проектировщиков и сметчиков - это «5D смета». Сейчас 5D Смета совместима с любыми сметными программами и «обучена» работать, не напрягая сильно ни проектировщиков, ни сметчиков.
Но есть проблемы. Проектировщики перегружены, при любом намеке на какие-то дополнительные действия в интересах сметчиков начинают сопротивляться, иногда даже не зная, что нужно делать. Однако по мере развития технологий, роста успешных внедрений интерес к этим решениям, по моему мнению, будет приобретать более конкретные формы.

Еще один важнейший фактор, сдерживающий развитие разработки смет на основании BIM-проектов - сметно-нормативные базы, абсолютно не учитывающие в настоящее время требования подобных технологий. Сметчики отлично знают, что названия сметных норм и расценок часто сформулированы неоднозначно. Человек, особенно опытный сметчик, конечно, разберется в деталях, но мы-то хотим заставить компьютер подобрать сметную норму для монтажа конкретной конструкции, про которую мы знаем, что это, например, стена из бетона такой-то марки с такой-то высотой и толщиной. И эта задача достаточно сложна.

О результатах подготовки комплексных документов пространственного развития в составе зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации на долгосрочный период (стратегических мастер-планов) рассказал архитектор Петр Долнаков.
Он отметил, что разработка мастер-плана «Пространственного развития территории инновационной и научно-образовательной деятельности «СмартСити-Новосибирск» в составе зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации выполнена ГБУ Новосибирской области «Фонд пространственных данных Новосибирской области» («Геофонд НСО», директор А. И. Дяков) по заданию Министерства строительства Новосибирской области. Программа «Академгородок 2.0», частью которой является развитие территорий в составе Наукополиса Новосибирской агломерации и создание умного города «СмартСити-Новосибирск», ориентирована на формирование условий для прорывных фундаментальных исследований Новосибирского научного центра, на развитие научной, социальной и инженерной инфраструктуры для комфортного ведения исследований и развития высокотехнологичного бизнеса. Перспективной целью программы является появление экосистемы, связывающей науку, образование и высокотехнологичный бизнес. Для Академгородка это возможность поддержать принцип «треугольника Лаврентьева» — симбиоз науки, образования и производства.

По информации Петра Долнакова, проект, в рамках программы «Академгородок-2.0», предполагает активное градостроительное развитие территории, включая развитие имеющихся жилых районов и зон размещения производственных, научных и образовательных учреждений, сохранение и развитие рекреационного каркаса территории, сохранение объектов культурного наследия и их интеграция в туристическую инфраструктуру, комплексное развитие транспортной инфраструктуры.

Базисом для инновационных проектов станет формирование научно-образовательного кластера в рамках реализации таких государственных документов, как Стратегия научно-технологического развития РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642, Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и национальных задачах развития РФ на период до 2024 года» (в части создания 15 научных центров мирового класса) и поручение Президента РФ от 18 апреля 2018 года о реализации проекта «Академгородок 2.0».

Социально-экономическое развитие региона предполагает формирование комфортной среды на основе международного экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества, в которой организации располагают оптимальными условиями для выхода на зарубежные рынки и расширения на них своего присутствия, приобретения новейших технологий и оборудования, привлечения иностранного капитала, а население – возможностями удовлетворения своих образовательных, спортивных, культурных и социальных потребностей.

Новосибирская область является крупнейшим экспортно-ориентированным регионом Западной Сибири. Расширяется номенклатура экспорта наукоемких и высокотехнологичных товаров, био- и IT-технологий. Ключевой вектор развития экономики знаний в Новосибирской области определяется Стратегией научно-технологического развития РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (далее – Стратегия НТР РФ).
Новосибирский научный центр стал определяющим фактором, на основе которого Новосибирская область признана пилотным регионом по апробированию механизмов реализации Стратегии НТР РФ с акцентом на кооперацию научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий. В Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области отражена идея реализации комплексного проекта создания IT-городка как территории комфортного компактного проживания, работы и обучения специалистов IТ компаний.
Предполагаемое развитие планировочное структуры территории «Смарт Сити Новосибирск» включает в себя следующие основные этапы: 1-й этап - до 2025 года – «Развитие планировочной структуры согласно единого утвержденного мастер-плана в границах территории города Новосибирска». 2-й этап - 2025-2035годы – «Развитие планировочной структуры в границах Новосибирского района».

Общественный совет единодушно признал успешной разработку стратегических мастер-планов двух крупнейших проектов в рамках зоны опережающего развития «Наукополис» – «СмартСити-Новосибирск» и «СКИФ». Было решено рекомендовать рассмотрение дальнейших этапов реализации проектов, а членам Общественного совета рекомендовать направить в адрес разработчиков свои предложения и замечания по выявленным в процессе обсуждения вопросам. Кроме того, от имени Общественного совета было решено обратиться в Правительство Новосибирской области о необходимости отмены Постановления от 30.12.2014 № 544-п «О включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта культурного наследия – достопримечательного места «Новосибирский Академгородок», расположенного по адресу: Новосибирск, Советский район, об утверждении границ его территории» - как сдерживающего развитие территории фактора, в рамках программы «Академгородок 2.0», в срок до 15.12.2021г.

По вопросу «О комплексном развитии территории Новосибирской области. Разработка региональных нормативных правовых актов. Пилотные проекты, комплексное развитие территорий, занимаемых аварийным жилым фондом», с детальным анализом сложившейся ситуации выступил начальник управления архитектуры и градостроительства министерства строительства Новосибирской области Дмитрий Тимонов. Он отметил, что на территории Новосибирской области приняты все необходимые нормативные правовые акты, обеспечивающие возможность реализации нового механизма комплексного развития территорий. В целях правового регулирования механизма комплексного развития территорий в Новосибирской области принят Закон Новосибирской области № 86-ОЗ, разграничивающий полномочия в указанной сфере между органами государственной власти Новосибирской области. Также Правительством Новосибирской области приняты 6 нормативных правовых актов, Министерством строительства Новосибирской области – 3, а Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области - 2 нормативных правовых акта, регулирующих комплексное развитие территорий.
На основе проведённого анализа территорий, в том числе и работ по уточнению границ территорий комплексного развития, муниципальными образованиями Новосибирской области определены 22 территории, подлежащие комплексному развитию, ориентировочной общей площадью 217,35 га с площадью расселяемого жилого фонда 108,92 тыс. кв. м, на которых планируется построить 4891,5 тыс. кв. метров жилья. Для запуска механизма комплексного развития территорий мэрией города Новосибирска определены 6 приоритетных территорий жилой застройки, ориентировочной общей площадью 40 га с площадью расселяемого жилого фонда 43,02 тыс. кв. м, на которых планируется построить 998,1 тыс. кв. метров жилья. Приоритетные территории жилой застройки расположены в следующих границах:
- территория в границах ул. Объединения в Калининском районе;
- территория в границах ул. Никитина, ул. 9-го Ноября в Октябрьском районе;
- территория в границах ул. Кубовой, ул. Аренского в Заельцовском районе;
- территория в границах ул. Макаренко, ул. Дунаевского в Калининском районе; - территория в границах ул. Солидарности, ул. Знаменская, ул. Мошковская в Калининском районе;
- территория в границах ул. Костычева, ул. Степная, 3-й пер. Серафимовича, 3-й пер. Римского-Корсакова в Ленинском районе.

Как сообщил Дмитрий Тимонов, Министерством строительства Новосибирской области совместно с исполнительными органами государственной власти Новосибирской области согласован проект решения о комплексном развитии территории жилой застройки по ул. Объединения в Калининском районе. Планируемая дата принятия данного решения - декабрь 2021 года. Безусловно, жители территории комплексного развития будут иметь возможность переселиться во вновь возводимые дома. Однако выбор приоритетных мест для переселения будет определяться индивидуально с каждым жителем. Рынок жилья города Новосибирска имеет достаточные резервы для удовлетворения потенциальных потребностей. Создание специализированного жилого фонда для переселения в настоящее время не планируется. Результаты рассмотрения и принятые на заседании Общественного совета решения о необходимости оперативного решения всех вопросов, связанных с реализацией нового механизма КРТ в границах Новосибирской области, письменно будет доведено до сведения мэра города Новосибирска.

По вопросу: «О программе планового ремонта фасадов зданий, расположенных вдоль магистральных улиц («гостевые маршруты»), в рамках подготовки города Новосибирска к проведению международного молодёжного турнира по хоккею в 2023 году», сделал интересный доклад заместитель начальника управления архитектурно-художественного облика города – начальник отдела городской среды, главный художник города Иван Фаткин. Он отметил, что постановлением мэрии города Новосибирска № 2369 от 01.07.2019 утвержден перечень гостевых маршрутов для организации и проведения молодежного Чемпионата мира по хоккею 2023 года на территории города Новосибирска; в соответствии с муниципальным контрактом № МК 21-19 от 15.07.2019 «Разработка концепции архитектурно–художественного освещения и праздничного оформления города Новосибирска» разработан световой мастер-план территорий, расположенных вдоль гостевых маршрутов. Кроме того, в соответствии с муниципальным контрактом № МК 39-19 от 19.11.2019 разработана концепция праздничной иллюминации улично-дорожной сети города Новосибирска.

В соответствии с муниципальным контрактом № 18-19 от 10.06.2019 проведена исследовательская работа «Пространственно-средовой анализ с комплексной оценкой современного состояния и уровня благоустройства территории и застройки проспекта Карла Маркса, Ленинский район, г. Новосибирск»; в соответствии с муниципальным контрактом № 57-20 от 09.11.2020 завершается разработка концепции архитектурно-средового оформления проспекта Карла Маркса. Разработаны типовые информационные указатели с наименованиями улиц и
номерами домов (адресных указателей) для города Новосибирска, а также разработан сайт для автоматизированной генерации типовых информационных указателей http://generator-anshlagov.novo-sibirsk.ru. Постановлением мэрии города Новосибирска от 08.10.2021 № 3545 утверждено положение о формах указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещаемых на зданиях, сооружениях в городе Новосибирске, и требованиях к таким указателям; постановлением мэрии города Новосибирска №2890 от 18.08.2021 установлены требования к внешнему облику нестационарных объектов торговли, оказания услуг и общественного питания на территории города Новосибирска. Также разработан дизайн-проект комплексного благоустройства площади Калинина; постановлением мэрии города Новосибирска № 647 от 03.03.2021 утвержден Порядок оформления паспорта фасадов здания, сооружения, нестационарного объекта на территории города Новосибирска. В соответствии с Правилами благоустройства территории города Новосибирска, утвержденными решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 № 469, утверждено 630 паспортов фасадов зданий, строений, сооружений. Постановлением мэрии города Новосибирска от 29.10.2019 № 3979 внесены изменения в архитектурно-художественный регламент размещения информационных и рекламных конструкций в городе Новосибирске, утвержденный постановлением мэрии города Новосибирска от 29.10.2019 № 3979.

Члены Общественного совета и представители Минстроя НСО высоко оценили проделанную за два года подготовительную работу. Органам местной исполнительной власти осталось распределить по районам соответствующие участки гостевых маршрутов и запустить механизм практической реализации программы по ремонту фасадов зданий, формирующих основные магистрали столицы Сибири.

По вопросу: «О рассмотрении основных параметров в Прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2022-2036 годы по виду деятельности «Строительство», с развёрнутым докладом выступила начальник сводно-аналитического отдела министерства строительства Новосибирской области Наталья Агафонова. В своём докладе она отметила, что строительный сектор играет значимую роль в экономике Новосибирской области. Строительство обеспечивает воспроизводство основных фондов во всех отраслях экономики, имеет многочисленные межотраслевые связи и высокий мультипликативный эффект. Доля совокупных инвестиций в основной капитал, приходящаяся на строительство и реконструкцию зданий и сооружений, в период 2017-2020 годов составляла от 63,1% в 2017 году до 57,7% в 2019-2020 годах. Вклад строительной отрасли в валовой региональный продукт в период 2017-2019 годов составлял 3,7-3,9%.
На протяжении 2017-2020 годов в сфере строительства в Новосибирской области сохранялось неблагоприятное состояние делового климата, сопровождаемое низкой восстановительной активностью. В 2020 году произошло значительное сокращение объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» – индекс физического объема составил 73,7% к уровню 2019 года (по СФО данный показатель составил 90,7%; в целом по РФ наблюдался незначительный рост объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» – 100,1% к уровню 2019 года). Снижение индекса физического объема в 2020 году связано с ухудшением общей экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Основные тенденции развития жилищной сферы определены Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных Целях развития Российской Федерации до 2030 года», предусматривающим ежегодное увеличение объёмов ввода жилья, и к 2030 году выход на уровень 2,6 млн кв. метров в год по Новосибирской области.
Как сообщила Наталья Агафонова, по итогам 2020 года в НСО введено в эксплуатацию 1 944,4 тыс. кв. м жилья, или 30829 квартир, что составило 110,5 % к аналогичному периоду 2019 года.
Ввод жилья на душу населения в Новосибирской области в 2020 году составил 0,695 кв. м жилья.

С учетом мониторинга финансового состояния организаций строительного комплекса Новосибирской области наблюдается следующая динамика основных факторов, определяющих развитие строительной отрасли Новосибирской области:
- увеличение объема работ по виду деятельности «Строительство» за январь-июнь 2021 года на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года;
- сокращение среднесписочной численности работников организаций по виду экономической деятельности «строительство» за январь-июнь 2021 года на 1,1 % к аналогичному периоду предыдущего года;
- рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по отрасли «Строительство» за январь-июнь 2021 года на 11,5% к аналогичному периоду предыдущего года.

По оперативным данным по сравнению с 2020 годом, объём выпуска основных строительных материалов и конструкций за 6 месяцев 2021 года на территории Новосибирской области показал рост по таким позициям, как: стеновые материалы – 120,1%, ячеистый бетон – 155,1%, гиперпрессованный кирпич – 203,5 %, сухие строительные смеси – 122,7%, известь – 141,1%, цемент – 108,7%, сантехнические изделия – 104,1%.
Вместе с тем, спад по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается в производстве сборного железобетона – 76,8%, кровельных материалов – 88,2%, кирпича – 95,7%, КПД – 52,9%, нерудных материалов – 88,5%, дорожно-декоративной плитки – 68,2%.
По итогам 2021 года в строительной отрасли ожидается незначительная восстановительная активность – согласно предварительной оценке, объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», увеличится на 2,9% по сравнению с предыдущим годом и составит 115,9 млрд рублей.

В отношении развития жилищного строительства необходимо отметить, что Новосибирская область уверенно лидирует среди субъектов Сибирского федерального округа по масштабам жилищного строительства, удерживая свои позиции в числе 13 регионов Российской Федерации, которые обеспечивают почти половину объема вводимого в эксплуатацию жилья в целом по стране.
Одним из ограничивающих факторов, влияющим на экономическую ситуацию в стране, является фактор ослабления экономики, в том числе в строительстве в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).

Ограничивающими факторами развития жилищного строительства являются: 1) рост себестоимости строительства; 2) дефицит рабочей силы ввиду ограничений для трудовых мигрантов; 3) высокий уровень цен на рынке жилья; 4) ограниченный доступ застройщиков на отдельные локальные рынки жилищного строительства, в основном из-за дефицита земельных участков для жилищного строительства, обеспеченных градостроительной документацией и инженерной инфраструктурой.
Основными положительными факторами, оказывающими влияние на развитие жилищного строительства в долгосрочном периоде, являются: 1) развитие комплексного жилищного строительства, формирование рынка доступного и комфортного жилья на территории Новосибирской области: повышение эффективности использования земельных ресурсов, вовлечение в жилищное строительство неэффективно используемых земельных участков в федеральной и муниципальной собственности; развитие индивидуального жилищного строительства; совершенствование механизмов адресной поддержки разных категорий и объединений граждан при строительстве и приобретении жилья, повышение доступности ипотечных кредитов; снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства; реализация мероприятий по оказанию государственной поддержки в обеспечении жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и молодых семей за счет бюджетов всех уровней;
2) содействие строительству объектов инженерной, коммунальной, дорожной и общественной инфраструктуры на территориях массовой жилой застройки, территориях интенсивного инвестиционного развития;
3) формирование и развитие современных агломераций на территории Новосибирской области.

Потенциал развития жилищного строительства в Новосибирской области определяют следующие факторы:
1) привлечение инвестиций, в том числе кредитов банков, частных инвесторов, государственное стимулирование развития жилищного сектора в виде субсидий;
2) внедрение передовых технологий и материалов в строительстве, современных архитектурных решений, цифровых технологий в работу социальных объектов, общественного транспорта, коммунального хозяйства в целях обеспечения обновления городской среды;
3) выгодное географическое расположение области;
4) наличие месторождений полезных ископаемых для производства основных строительных материалов;
5) наличие крупных строительных организаций;
6) наличие налаженных каналов сбыта продукции;
7) проведение мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения в области ипотечного кредитования.

Основными приоритетными направлениями государственной политики в сфере жилищного строительства является:
- увеличение объема ввода жилья по Новосибирской области до 2,600 млн.кв.метров в год;
- обеспечение доступным жильём семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов;
- совершенствование условий приобретения жилья на рынке, в том числе с помощью ипотечного кредитования.

Представленный доклад членами Общественного совета был принят к сведению, поскольку любой прогноз, как предположение, основывается на базе текущего развития ситуации в строительной отрасли и не может точно оперировать возможными скачками цен на рынке недвижимости в условиях нестабильной экономической ситуации в стране и мире. Стратегия сохранения адекватного увеличения базовых показателей в строительной отрасли полностью соответствует требованиям социально-экономического развития Новосибирской области.

Виктор Тимонов,
председатель общественного совета при Минстрое Новосибирской области