ПЯТИЛЕТКА ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

18
6 минут
ПЯТИЛЕТКА ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Подведены промежуточные итоги реализации нацпроекта

Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» стартовал на территории Новосибирской области в 2017 году, после чего в 2019 году стал нацпроектом. За пять лет в регионе приведено в порядок почти 1000 км дорог. Завершение его реализации запланировано в 2030 году.
2 августа в новосибирском пресс-центре ТАСС (Новосибирск) состоялась конференция о промежуточных итогах реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в Новосибирской области.
Об итогах выполненных работ по строительству и ремонту дорог на территории региона за последние пять лет и суммах выделенных на эти цели средств, а также о перспективных проектах, запланированных до завершения реализации нацпроекта, рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский.

«Итоги за пять лет складываются достаточно внушительные, - сообщил министр. – За эти годы в Новосибирской области отремонтировано, реконструировано и построено 960 км дорог. Выполнено около 100 тысяч метров дорожных ограждений; установлено почти 100 светофоров и более 10,5 тысяч дорожных знаков, 20 км линий освещения. Все эти элементы влияют на безопасность дорожного движения, позволяют снизить аварийность. Также стоит добавить, что все подрядчики, работающие на нацпроекте, за последние пять лет либо модернизировали, либо построили новые асфальтобетонные заводы, приобрели новое оборудование лабораторного контроля, — сообщил министр. — Все они работают в рамках требований Технического регламента Таможенного Союза, соответствующих новых стандартов, а это позволяет, в конечном счете, получать более качественную и долговечную дорожную одежду».

ДОРОЖНЫЙ БРАК ЧАЩЕ ДОПУСКАЮТ В РАЙОНАХ

Анатолий Костылевский подчеркнул: качество строительства и ремонта автомобильных дорог находится под особым контролем губернатора, а проверки носят многоэтапный характер и практически не оставляют «лазеек» для брака.
Вместе с тем, как признал министр, до последнего времени брак все-таки просачивался в продукцию дорожных строителей. Своеобразным печальным рекордом стало случившееся пару лет назад крупномасштабное исправление брака одним их подрядчиков, которому по результатам приемки работ пришлось вначале переложить 8 тысяч квадратных метров дорожного покрытия, а потом – еще 10 тысяч квадратных метров. Это обширное нарушение было выявлено на территории регионального центра; но в целом, чаще брак допускается в районах области.
«Не секрет, что уровень квалификации региональных и федеральных заказчиков, как правило, заметно выше, чем у заказчиков муниципального уровня; поэтому на муниципальном уровне приемка объектов хромает, - рассказал Анатолий Костылевский. – В связи с этим фактом мы уже в течение нескольких лет подряд проводим по весне, в марте-апреле, курсы повышения квалификации для специалистов муниципальных образований. Цель – дать им элементарные знания: как планировать, как принимать дорожные объекты, как вести претензионную работу». Кроме того, отслеживая качество исполнения своих обязательств подрядчиками, власти вносят нерадивых в реестр недобросовестных компаний.

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ НЕ УДАЛОСЬ «СБИТЬ» ДОРОЖНЫЕ ПЛАНЫ

По словам министра, начиная с 2017 года на реализацию национального проекта направлено более 35 млрд руб. В 2022 году финансирование составляет 9,84 млрд руб.: 4,26 млрд — средства федерального бюджета, 5,34 млрд — областного бюджета; 240 млн — местных бюджетов.
В 2022 году успешно проведена контрактация объектов дорожной отрасли. В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в этом году ведутся работы на 107 дорожных объектах, из них 96 — вводные. «Около 300 километров дорог мы должны ввести в текущем году», - отметил Анатолий Костылевский. Уже завершены работы на 27 объектах, из них 10 официально введены в эксплуатацию. Важными объектами являются продолжающиеся реконструкции «вылетных» магистралей Новосибирска – это Гусинобродское шоссе, улицы Кедровая, 2-я Станционная, Большая; в приоритете – реконструкция ряда крупных магистралей внутри Новосибирска, строительство комплекса новых дорог в районе новой Ледовой арены.
Глава областного Минтранса напомнил, что главная задача нацпроекта — повышение качества жизни населения путем создания современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры. Именно поэтому в число приоритетов Новосибирской области также входит восстановление дорог, которые ведут к социально значимым объектам: школам, больницам, детским садам. Также одним из важнейших вопросов остается развитие и укрепление связанности территорий, для чего ведется активная работа по совершенствованию опорной сети автомобильных дорог.
Анатолий Костылевский особо подчеркнул, что текущая экономическая обстановка не отразилась на реализации национального проекта в Новосибирской области: работы ведутся под особым контролем региональных властей, а известное удорожание материалов удается компенсировать предпринимаемыми на федеральном и региональном уровне мерами по пересмотру стоимости контрактов.
Как сообщил министр, по решению губернатора в регионе создан оперативный штаб по обеспечению устойчивости экономики Новосибирской области. В рамках деятельности штаба осуществляется выработка региональных мер поддержки отдельных предприятий и отраслей экономики, также проводится постоянная работа по взаимодействию с федеральными органами власти по выработке мер поддержки для максимального их использования в регионе.

ПРИВЕСТИ 85% ДОРОГ В НОРМУ И ПРИМЕНЯТЬ ЦЕМЕНТОБЕТОН… ТАМ, ГДЕ НАДО

Относительно планов реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» на следующую пятилетку Анатолий Костылевский отметил, что в настоящее время ведется работа по формированию региональной пятилетней программы дорожной деятельности на 2023–2027 годы. Основой акцент делается на продолжении укрепления и развития опорной сети дорог. Разработан перечень объектов опорной сети, включающий данные по нормативному состоянию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
По словам Анатолия Костылевского, стоит задача до конца 2024 года привести в нормативное состояние не менее 50 процентов региональной сети дорог и не менее 85% опорной сети дорог в рамках Новосибирской агломерации, при этом показателей 44% и 74% соответственно - необходимо достичь уже к концу 2022 года. До конца 2024 года планируется отремонтировать 27 искусственных дорожных сооружений (2000 погонных метров мостов).
С точки зрения совершенствования организации работ – областные власти намерены добиться закупки и доставки основных материалов в зимний период, когда «весовые ограничения» на дорогах общего пользования отсутствуют и цены у поставщиков ниже (с другой стороны, что помешает поставщикам, обнаружив неожиданно высокий спрос зимой, поднять цены до летнего уровня? – Ред.).
Как отметил министр, Новосибирская область является одним из лидеров в России по использованию цементобетонов при строительстве и реконструкции дорог. «У нас Северный обход построен в цементобетонном исполнении; дорога на Омск от Чулыма до границы с Омской областью – построена с применением цементобетона, строящийся ныне Восточный обход тоже будет «цементобетонным, - детализировал Анатолий Костылевский. – Также часть трассы на Ленинск-Кузнецкий, из-за ее высокой загруженности (тяжелым грузовым транспортом) рассчитана проектировщиками в цементобетонном исполнении».
Сегодня цементобетонные дорожные одежды оцениваются некоторыми экспертами как более приемлемые и перспективные в силу своей повышенной износостойкости. Но министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области полагает, что однозначно отдавать предпочтение какому-то одному материалу (цементобетону или асфальтобетону) – некорректно; каждый из материалов имеет свои плюсы и минусы, и приоритет использования должен определяться при проектировании каждого дорожного объекта индивидуально.

Справка ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог НСО»:

Общая протяженность дорожной сети Новосибирской области – 14 759 км.
Протяженность федеральных автотрасс – 755 км.
Протяженность территориальных дорог – 12 772 км.
Протяженность внутрихозяйственных дорог – 1 232 км.
Общая протяженность основных магистралей (федеральных и территориальных) – 1 469 км.
Протяженность улично-дорожной сети города Новосибирска – 1 385 км.

А. Русинов