САМ СЕБЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬ

42
2 минуты
САМ СЕБЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬ

Заместитель директора по аудиту ООО «ТаксМастер: Аудит»
Мария Чубченко

Налоговый кодекс РФ, Закон о бухгалтерском учёте и подзаконные акты обязывают хозяйствующих субъектов разрабатывать и принимать учётную политику. Это объясняется тем, что законодательство не может объять необъятное и учесть специфику деятельности каждой отрасли и, тем более, каждой компании. Отечественный бизнес традиционно отличается креативностью, и зачастую совершённые финансово-хозяйственные операции «не вписываются» в обычный учёт. Минфин не успевает реагировать на изменения в законодательстве и запаздывает с рекомендациями по организации учётного процесса, что, в свою очередь, приводит к претензиям со стороны контролирующих органов.

Согласно правовой доктрине, приказ или положение об учётной политике – это локальный нормативно-правой акт, т.е. своего рода «мини-закон», содержащий нормы права и действующий в рамках отдельно взятой компании. Да, именно так: сам себе законодатель!
Помимо случаев, прямо указанных в законодательстве, правотворческая «самодеятельность» уместна там, где обнаруживаются противоречия, разночтения и пробелы. В случае возникновения спора с налоговиками компания может ссылаться не только на нормы законодательства и судебную практику, но и положения своей учётной политики. И это имеет самое непосредственное отношение к сфере инвестиционно-строительной деятельности.
Во-первых, цикл строительства объекта, как правило, длится более 12 месяцев, что предполагает равномерное распределение доходов и расходов между отчётными периодами как для налогового, так и для бухгалтерского учёта. Методика такого распределения в законодательстве отсутствует, значит, строительным компаниям необходимо самостоятельно установить, каким образом определять и учитывать доходы и расходы.
Во-вторых, застройщику необходимо организовать учёт расчётов по договорам участия в долевом строительстве, установить порядок и момент определения финансового результата, предусмотреть раздельный учёт по НДС и т.д.
В-третьих, в составе годовой бухгалтерской отчётности застройщик представляет отчёт о целевом использовании денежных средств. Вместе с тем, порядок заполнения данного отчёта установлен только для некоммерческих организаций. Каким образом заполнить данный отчёт хозяйственному обществу (ООО или АО), остаётся загадкой. Заполнять «по оплате» или «по начислению»? Что является остатком неиспользованных средств у застройщика в ходе строительства? В этих и других случаях следует закрепить в учётной политике порядок заполнения такого отчёта, и тогда уже ни у контролирующих органов, ни у аудиторов не будет поводов и оснований поставить под сомнение применяемый порядок.
Таким образом, принятие учётной политики для целей налогообложения и бухгалтерского учёта – это не только обязанность, но и право строительной компании, которым следует распорядиться с оглядкой на закон, опираясь на здравый смысл и практическую целесообразность. Делайте с нами, делайте сами, делайте лучше нас!