АУДИТОРЫ ОЦЕНИЛИ РАБОТУ ПО РАССЕЛЕНИЮ

186
6 минут
АУДИТОРЫ ОЦЕНИЛИ РАБОТУ ПО РАССЕЛЕНИЮ

На заседании Комитета по строительству, ЖКК и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области  Контрольно-счетная палата (КСП) озвучила оценку работы по расселению аварийного жилья в 2019–2020 годах. По данным аудиторов, предоставляемые переселенцам дома зачастую низкого качества, а исполнение муниципальных контрактов тормозят банкротства застройщиков. Большая часть ветхого жилья региона приходится на Новосибирск, где в реестр включены 350 аварийных домов; за прошлый год расселить удалось 19. По оценке депутатов, объем аварийного фонда Новосибирска занижен в четыре раза.

КСП Новосибирской области представила депутатам заксобрания результаты проверки исполнения региональной программы по переселению граждан из аварийного жилья на 2019–2025 годы. По данным на 1 июня 2020 года, с начала 2019 года переселены 1032 человека из жилых помещений общей площадью 17 тыс. кв. м. Затраты на эти цели составили 958,6 млн руб., в том числе 417 млн руб. — из Фонда содействия реформированию ЖКХ, 418 млн руб. — из бюджета области и 124 млн руб. — из местных бюджетов. Наибольший объем ассигнований получили города Новосибирск, Искитим, а также Маслянинский, Чулымский, Ордынский и Болотнинский районы. 

Аудитор КСП Валерий Алехин особо отметил низкое качество жилья, предоставляемого взамен ветхих квартир. «Установлены многочисленные нарушения технических регламентов, нормативно-правовых актов и проектной документации. Во всех проверенных муниципальных образованиях установлены факты некачественно выполненных работ, отклонения от проектов при строительстве многоквартирных домов»,— сказал он. Вопиющая ситуация сложилась в Барабинске: к переселению в 2019 году назначен 20-квартирный дом, введённый в эксплуатацию в 2014 году. Через пять лет после постройки здание было признано аварийным по результатам обследования межведомственной комиссией Министерства ЖКХ. Расходы на первое переселение составили 14,9 млн руб., на повторное — еще 25 млн руб.

В Сокурском сельсовете Мошковского района администрация приобрела 24 квартиры для переселенцев из ветхого жилья. Но в связи с многочисленными обращениями граждан разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома признано недействительным. Жильцы жаловались на отсутствие пароизоляции на крыше, деформацию покрытия стен, воду в подвале и другие проблемы. Проверка показала, что жалобы обоснованы. Нарушения были устранены, но не в полном объеме и не всегда некачественно. По мнению КСП, жалобы на этот дом будут поступать и в дальнейшем, так как, по сути, не были выявлены причины появления трещин в стенах и вспучивания полов.

По словам Алехина, при проведении аукционов на покупку квартир муниципалитеты не учитывали рыночную стоимость жилья для определения начальной цены контрактов. Еще одно замечание аудитора касалось невыполнения сноса уже расселенных аварийных домов — с этой задачей не справились в большинстве муниципалитетов. Аварийные здания полностью снесли только в Бердске, Куйбышеве и Тогучине.

Валерий Алехин отметил, что основная доля аварийных домов, подлежащих расселению в Новосибирской области, приходится на Новосибирск. Он напомнил, что, согласно рекомендации Минстроя РФ, одним из решений этой задачи является привлечение средств застройщиков за счет заключения договоров по развитию застроенных территорий. «По состоянию на 1 июня 2020 года, мэрией не заключались договоры по развитию застроенных территорий. При этом запланированные на 2020 год расходы застройщиков, согласно муниципальной программе, составляют 172 млн руб.»,— отметил аудитор.

Другая проблема Новосибирска, по его словам, связана с неисполнением муниципальных контрактов в связи с банкротствами застройщиков. Так, в 2016 году мэрия заключила с ООО «Доступное жилье Новосибирск» 17 контрактов на долевое строительство 122 квартир на сумму 214 млн руб. Застройщик должен был в июне 2017 года сдать два жилых дома в жилмассиве «Новомарусино», но не выполнил обязательство, а два года спустя был признан банкротом. Требование мэрии Новосибирска на 323 млн руб. включено в реестр кредиторов с отнесением в четвертую очередь. Муниципалитет оказался должен Фонду содействия реформированию ЖКХ, финансирующему региональные программы расселения, 125 млн руб., часть этих средств еще не возвращена, уточнил Алехин.

Вице-губернатор Сергей Семка в ответ на замечания депутатов о необходимости усилить строительный надзор в этой сфере сообщил, что это уже сделано. «Сейчас Госстройнадзор привлечен на любое строительство, где есть бюджетная копейка. Поэтому такая ситуация не повторится»,— заверил он.
Исполняющий обязанности министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области Владимир Нормайкин сообщил, что Министерство ЖКХ направило в муниципалитеты требования о предоставлении подтверждающей информации о сносе расселенных домов. «При заключении соглашений на 2021 год будут предусмотрены обязательства получателям субсидий по сносу аварийных домов»,— пояснил он.

Зампредседателя комитета Заксобрания НСО по строительству, ЖКХ и тарифам Илья Поляков сообщил, что в реестр аварийных в Новосибирске включено 350 домов, из которых 174 попали в региональную программу на 2019–2025 годы, за прошлый год расселены 19 из них. При этом общий объем непригодного для проживания жилья, по его данным, составляет 1,5 тыс. домов. Илья Поляков отметил, что муниципалитеты вынуждены искусственно сдерживать процесс признания домов аварийными, так как после внесения жилья в реестр появляется обязанность по его расселению – а необходимые финансовые ресурсы отсутствуют.

«Даже если брать только тот мизерный объем домов, которые уже признаны аварийными, мы понимаем, что расселим их к 2031 году. А надо готовиться к расселению еще как минимум тысячи домов. Такими темпами до 2064 года будет происходить переселение», — сказал депутат. Он привел экспертную оценку, согласно которой затраты на расселение 1,5 тыс. домов в Новосибирске будут составлять более 40 млрд руб. Независимый аналитик рынка новостроек Сергей Николаев согласен с оценкой, что в городе насчитывается более 1 тыс. непригодных для жилья домов. «Очевидно, что эту проблему быстро не решить. Но земля — ресурс конечный, рано или поздно площадки под застройку в городе закончатся, и тогда возникнет вопрос реновации старого жилого фонда. Частично ресурсы на расселение ветхого жилья заложены в нем самом. Оно расположено на земельных участках, которые имеют свою цену. Земля в центральной части города стоит 15% от общей стоимости возведенных на ней жилых домов, на окраине — 10%»,— говорит Николаев.

Илья Поляков уверен: необходимо оценить техническое состояние каждого дома, построенного до 1970 года. Нужно целенаправленно, в предупредительном порядке выявлять дома либо уже ветхие, либо которые в скором времени придут в аварийное состояние. Необходим программный подход, и нужна межведомственная группа, желательно, под руководством вице-губернатора, считает парламентарий.
«Аварийных домов меньше не становится. А практика применения программ расселения не везде бывает приемлемая, мы видели это по картине в Барабинске, - констатировал председатель Комитета по строительству, ЖКК и тарифам Александр Морозов. - Мы в комитете сформулируем предложения по созданию рабочей группы или комиссии, по составу и задачам, внесем эти предложения в Правительство Новосибирской области».

В итоге было принято решение создать межведомственную комиссию, которая должна будет организовать комплексную оценку технического состояния домов, построенных до 1970 года, а также рассмотреть возможность проводить расселение по системе масштабных инвестиционных проектов, которая применяется в регионе для решения проблем дольщиков.

По материалам https://www.kommersant.ru, http://zsnso.ru/news/