На заседании комиссии Общественной палаты обсудили ремонт мостов и «Дни архитектуры»
10 сентября в офисе Ассоциации строительных организаций Новосибирской области состоялось заседание комиссии Общественной палаты НСО по вопросам ЖКХ, градостроительства, дорожного комплекса. В повестку заседания вошли вопросы реализации капитального ремонта Димитровского и Октябрьского (Коммунального) мостов через Обь, подведение итогов фестиваля «Дни архитектуры», прошедшего 26-28 августа в Новосибирске, рассмотрение обращений граждан в Общественную палату, предложения о кандидатах в действующие общественные органы региона и о создании нового общественного органа при Минстрое НСО.
Провел мероприятие председатель комиссии Максим Федорченко.
ПРЕОДОЛЕТЬ ЗАТЯНУВШИЙСЯ НЕДОРЕМОНТ МОСТОВ
В обсуждении первого вопроса приняли участие заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Игорь Миллер и начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Иосиф Кодалаев.
Как проинформировал Иосиф Кодалаев, в настоящее время в городе по вынужденным обстоятельствам одновременно ведется ремонт двух мостов через реку Обь в черте Новосибирска – Димитровского и Коммунального. По плану, работы на Димитровском мосту должны быть завершены за два года; объем финансирования 2024 г. – 71 млн рублей, 2025 г. – 550 млн рублей. Для создания фронта работ проезжая часть моста сужена. «К сожалению, подрядная организация не сумела проявить те компетенции, которые позволили бы в срок выполнить плановый объем работ 2024 г. На той полосе, которая у нас сегодня разобрана, этап работ этого года будет закончен в ноябре, - сообщил Иосиф Кодалаев. - В следующем году мы завершим ремонт оставшейся части мостового полотна, произведем замену деформационных швов и барьерных ограждений. Сегодня подрядчик работает над устранением дефектов, над «лечением» усадочных трещин, появившихся после заливки выравнивающего слоя, после чего займемся устройством гидроизоляции и двух слоев асфальтобетонного покрытия. По окончании данной работы движение по мосту будет открыто».
Параллельно готовится расторжение контракта с подрядной организацией – по соглашению сторон, потому что городское руководство понимает – без смены подрядной организации полноценное движение по мосту к зиме открыть не удастся. По сведениям Иосифа Кодалаева, новый контракт будет заключен в рамках процедур ФЗ-44.
Игорь Миллер показал более общий взгляд на проблему. Он напомнил, что Коммунальный мост был построен в 1955 году, Димитровский – в 1978 году. С тех пор Димитровский мост капитально ремонтировали один раз, в 2001 году (этим занимался «Сибмост», были отремонтированы, в том числе, несущие конструкции), а на Коммунальном мосту со времени ввода в эксплуатацию не проводилось существенных ремонтных работ, кроме периодической замены верхних слоев дорожного полотна. «Задача нынешнего ремонта – привести в нормативное состояние все несущие элементы мостов», - подчеркнул Игорь Миллер.
Основная причина недоремонта основных новосибирских мостов – отсутствие финансирования. Возможность получить необходимые федеральные средства открылась в 2022 году, когда в действующий с 2019 года нацпроект «Безопасные и качественные дороги», по многочисленным просьбам регионов, ввели новую строку: «Приведение в нормативное состояние искусственных сооружений». Однако, решив, наконец, проблему финансирования, Новосибирску не удалось столь же эффективно решить проблему дефицита генподрядчиков-мостовиков, поскольку за долгие годы отсутствия должного финансирования мостовых работ генподрядчики (основной – компания «Сибмост») были расформированы, а специалисты либо утеряны, либо ушли в те регионы, где мостовикам предоставляют фронт работ и платят соответствующие деньги. Отсюда и заключение контракта с единственным поставщиком, – потому что на конкурс собирать некого, отсюда и печальные последствия.
Как подчеркнул Игорь Миллер, острой ситуация является только на Коммунальном мосту, а по Димитровскому в целом всё идет по плану: основная часть работ предстоит в 2025 году, и у регионального и муниципального руководства нет оснований опасаться, что намеченные планы окажутся сорванными.
Иосиф Кодалаев уточнил, что выполняемые работы сложнее на Коммунальном мосту, а на Димитровском с задачей сумеет справиться просто хорошая дорожная фирма – поскольку речь там идет о капремонте дорожного покрытия, без «углубления» в несущие конструкции.
Круг поисков подрядчиков, безусловно, снижает «оптимизированная» цена контракта, непривлекательная для значительной части возможных претендентов.
Максим Федорченко предложил активнее использовать инструмент ЧС для приведения расценок на мостовые виды работ в Новосибирске в более привлекательный для подрядчиков уровень. Игорь Миллер сообщил, что пока в рабочем режиме расценки актуализируются во ФГИС ЦС, но их актуализация отстает от рыночных реалий.
Эксперт комиссии Валерий Гноевой попросил уточнить, в полной ли мере выполняет свои обязательства заказчик. Вовремя ли подрядчик получает финансирование по договору? Вовремя ли и полностью ли ему предоставляют проектную документацию? По мнению Валерия Гноевого, нельзя требовать от подрядчиков работы на собственные оборотные средства и разработки ПСД своими силами.
Иосиф Кодалаев, в частности, сообщил, что по расторгаемому договору подготовка рабочей документации возлагалась на подрядчика, и подрядчик согласился на эти условия.
Далее дискуссия перешла на проблемы с прохождением государственной экспертизы, которая часто чрезмерно занижает стоимость контрактов, делая их непривлекательными для подрядчиков, на проблемы качества проектных работ. Для привлечения эффективных строительных подрядчиков, среди прочего, рекомендовали привлекать компании из-за рубежа – например, из Китая. Также прозвучали предложения ужесточить требования к используемым в дорожных работах материалам (например, кубовидный щебень с низкой, менее 5% лещадностью, позволяет замедлить «колейные» деформации асфальтобетонного покрытия и в несколько раз увеличить межремонтный период).
Максим Федорченко подчеркнул, что в любом случае к капремонту и строительству таких объектов, как крупные мостовые переходы, нужно относиться с особым вниманием, и возможно, создавать для таких работ особые условия, благоприятствующие их успешному проведению – в том числе, внося необходимые изменения в действующую нормативную документацию, сметные нормы, принимая соответствующие управленческие решения.
ДНИ АРХИТЕКТУРЫ: ВОКРУГ «БОЛЬШОГО НОВОСИБИРСКА»
Председатель Новосибирского союза архитекторов России Петр Долнаков ознакомил собравшихся с некоторыми итогами фестиваля «Дни архитектуры - 2024», состоявшегося 26-28 августа.
Фестивалю, в котором приняли участие профессионалы - эксперты из городов Сибири, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, удалось придать предметную, практическую направленность. Так, по итогам обсуждения мастер-планирования и практик КРТ эксперты Дней архитектуры вышли на необходимость создания стратегии Новосибирска как глобального города, являющегося средоточием транспортных путей федерального масштаба и центром притяжения для целой группы малых городов. Существенным условием подготовки такой стратегии должно стать создание на базе Новосибирского Союза архитекторов единой информационной платформы-площадки «Большой Новосибирск». Данная платформа позволит вместе, эффективно и планово обсуждать вопросы развития Новосибирска как «города без окраин» – современного полицентричного образования, где каждому горожанину, вне зависимости от района проживания, будут равнодоступны все важнейшие городские возможности, функции и сервисы, и это не потребует постоянной перегрузки транспортных артерий.
Также по результатам дискуссий в рамках Дней архитектуры, с учетом важности развития речной транспортной инфраструктуры, Союз архитекторов России поддержал идею проведения в 2025 году федерального Фестиваля прибрежных территорий «Экоберег».
Еще одним значимым итогом Дней архитектуры Петр Долнаков назвал состоявшиеся в их рамках мероприятия по поддержке молодых кадров, повышению их творческой заинтересованности в развитии Новосибирска (а не Москвы и Петербурга, куда чаще всего стягивается наиболее талантливая архитектурная молодежь).
«Дни архитектуры» 2024 года были приурочены к 90-летию Новосибирского Союза, но, учитывая успех нынешнего фестиваля, это мероприятие планируется сделать ежегодным.
Комиссия поддержала идею о ежегодном формате проведения Дней архитектуры в Новосибирске.
НОВЫЙ СОВЕТ, НОВЫЕ ЛЮДИ
Также было поддержано вынесенное Максимом Федорченко предложение о создании при Министерстве строительства Новосибирской области Общественного совета по градостроительству. Этот новый орган позволит объединить на одной рабочей площадке уполномоченных представителей органов власти, проектировщиков, застройщиков и представителей Общественной палаты. Как пояснил Максим Федорченко, действующие общественные советы при профильных министерствах имеют определенные «уставные ограничения» и выполняют скорее функцию «общественного контроля» за действиями властей. Предлагаемый же Общественный совет по градостроительству будет отрабатывать в совместных обсуждениях конкретные градостроительные решения, связанные с обеспечением жилой застройки социальной инфраструктурой, с вопросами технологического подключения новых объектов к сетям, мастер-планирования, согласования архитектурно-градостроительного облика. Заместитель председателя Комиссии Александр Лубенец также предложил ввести в круг компетенции нового органа вопросы топонимики – проработки наименований новых объектов: жилых комплексов, социальной инфраструктуры.
Протоколы данного Общественного совета должны становиться основой для подготовки решений непосредственно Минстроя НСО, регионального правительства.
По вопросу «Об обращении граждан в Общественную палату» выступил эксперт комиссии по вопросам ЖКХ, градостроительства, дорожного комплекса, представитель министерства транспорта и дорожного хозяйства Олег Богатырев. Он сообщил, что за последнее время в ОП поступило два обращения от граждан. Одно, по поводу утраты необходимого дорожного знака после ремонта во дворе, удалось отработать в оперативном порядке, по второму – о проблемах при эксплуатации многоквартирных домов в поселке Горный Новосибирской области – решили провести выездное совещание на месте с привлечением специалистов регионального Министерства ЖКХ и энергетики.
В четвертом пункте повестки Комиссия проголосовала списком за новых кандидатов для включения в Общественный совет при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.
Записал А. Русинов