Вступивший в силу с 1 июля Федеральный закон № 170-ФЗ от 11 июня 2021 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» был принят в целях снижения административного давления на бизнес. По замыслу авторов, этот закон в сочетании с 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, 247-ФЗ и 248-ФЗ от 31 июля 2020 года должен был улучшить условия для бизнеса, сократив число проверок и сделав их безболезненнее для контролируемых лиц.
Однако по факту предусмотренное новым законом прекращение государственного контроля (надзора) за оборотом отдельных строительных материалов путем исключения с 1 июля 2021 года Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) из системы противодействия обороту фальсификата принесло пользу только недобросовестным производителям и продавцам. Они получили возможность безнаказанно сокращать себестоимость продукции в ущерб качеству, тем самым ставя под удар потребителей, и продавать свой товар по демпинговым ценам, отнимая у легального бизнеса значительную долю рынка, на который хлынули контрафакт и фальсификат.
К таким выводам пришли участники состоявшихся 7 октября в НГАСУ (Сибстрин) общественных слушаний на тему «Противодействие недобросовестной конкуренции на рынке строительных материалов Сибири в условиях нового правового регулирования государственного контроля (надзора) в РФ».
Проблемы распространения контрафактной и фальсифицированной продукции в строительстве обсудили представители органов государственной власти, общественности, профессиональных объединений. В число участников мероприятия вошли руководитель Совета Ассоциации строительных организаций Новосибирской области (АСОНО), председатель комиссии по вопросам ЖКХ, градостроительства и дорожного комплекса Общественной палаты НСО Максим Федорченко и генеральный директор АСОНО Мария Бирюкова. Модератором собрания выступил заместитель председателя Общественной палаты НСО Владимир Ермола.
Спикеры отметили, что, стремясь снизить нагрузку на бизнес, законодатель фактически создал условия для производства опасных для жизни строительных материалов и изделий. Это привело к резкому росту объемов теневой экономики и усилению недобросовестной конкуренции среди предприятий стройиндустрии.
«Правовое регулирование в области противодействия распространению фальсифицированной и контрафактной продукции на рынке стройматериалов и до принятия закона-спутника были несовершенны, теперь же система разрушена почти полностью», – констатировал заместитель председателя Общественного совета при ФАС Валерий Бодренков.
Член Правления НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», первый вице-президент АО «ХК «Сибцем» Геннадий Рассказов обратил внимание на то, что сейчас найти фальсификат на цементном рынке не составляет труда. «Поведение» такого цемента в составе растворов непредсказуемо, использование в нем нестандартных минеральных добавок может спровоцировать потерю расчетной прочности и непрогнозируемое разрушение бетонных конструкций.
По данным Геннадия Рассказова, в последние годы благодаря введению обязательной сертификации цемента и проверкам, проводимым Росстандартом, доля продукции неустановленного качества сократилась. Если в 2017 году по признакам незаконного оборота цемента «Сибцем» направил в государственные контролирующие органы 38 обращений, то в 2018-м их количество упало до 12, в 2019-м — до 4. Снизился и объем незаконного оборота цемента в стране. По расчетам исследовательского центра «Международная торговля и интеграция», он уменьшился с 11,7 млн тонн в 2015 году до 3,16 млн тонн в 2020-м, ущерб отрасли за тот же период снизился с 44,5 млрд рублей до 13,3 млрд. Таким образом, положительный эффект был очевиден. Но в 2021-м вступил в силу 170-ФЗ…
Генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем, председатель комитета по борьбе с незаконным оборотом строительной продукции Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций» Владислав Ткаченко заявил, что раньше объединения постоянно сотрудничали с Росстандартом, но теперь обращаться по поводу некачественных изделий стало некуда. В результате успехи, достигнутые в борьбе с производителями некачественных труб, могут быть сведены на нет.
Исполнительный директор Ассоциации производителей радиаторов отопления (АПРО) Александр Квашнин напомнил: благодаря обязательному сертификационному контролю, возложенному на Росстандарт, за последние 5 лет удалось сократить долю радиаторов с недостоверными показателями с 35% до 5%. После того как на отечественный рынок перестал поступать фальсификат (в основном, из Китая и Турции), в Россию пришли инвестиции из Западной Европы. Но теперь зарубежные недобросовестные производители вновь активизировались. Обратиться с просьбой о проведении проверок их продукции стало некуда, и некачественные приборы отопления вновь стали реальной угрозой для россиян.
Не меньшую опасность для потребителей видит и генеральный директор Ассоциации дистрибьюторов и производителей электротехники в СФО «Честная позиция» Владимир Кашкин. В аналогичной ситуации оказались производители кабельной продукции, которые тоже не могут эффективно бороться с фальсификатом без поддержки Росстандарта; об этом сообщил президент — председатель Правления Ассоциации «Электрокабель» Максим Третьяков.
В свою очередь, начальник Управления метрологии, государственного контроля и надзора Росстандарта Александр Кузьмин подтвердил необходимость урегулирования сложившейся ситуации. «Росстандартом ежегодно проводилось около 3,5 тыс. проверок соблюдения обязательных требований к продукции. С 2015 года было проверено 843 предприятия по производству и реализации цемента, у 114 выявлены нарушения. Только в СФО за этот период проведены проверки 103 организаций, по результатам которых выявлены нарушения в 20 случаях, — сообщил Александр Кузьмин. — Также Сибирским межрегиональным территориальным управлением было проведено 44 проверочных мероприятия на основании поступающих материалов, указывающих на наличие нарушений, в 36 случаях нарушения подтвердились. Сумма наложенных штрафов составила около 2,5 млн рублей». Росстандарт готов и в дальнейшем взаимодействовать с отраслевыми ассоциациями, проводить проверки по заявлениям, выявлять поставщиков опасной продукции. Однако действие этих инструментов на сегодняшний день приостановлено.
Участники предложили ряд мер для стабилизации ситуации, среди которых – возобновление полномочий Росстандарта в сфере государственного контроля (надзора) за продукцией в соответствии с требованиями техрегламентов Таможенного союза и постановления Правительства РФ № 982. Предложения вошли в резолюцию, направленную в Правительство РФ и Государственную комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
Использованы материалы
«СГ», Общественной палаты НСО, «Сибстройинформ»