Депутаты размышляют, как спасти бюджет
12 ноября на заседании Комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям заместитель председателя Правительства НСО – министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко подробно представил проект закона об областном бюджете. Глава регионального Минфина отметил сложности формирования бюджета на период 2025-2027 годов в связи с постоянно меняющейся актуальностью данных по прогнозу социально экономического развития, а также изменениями, происходящими в структуре доходной части бюджета. «По итогам 2023 года мы констатировали, что после перенастройки логистических цепочек с запада на восток наша экономика достигла своих предельных производственных возможностей на сегодняшний день. Дефицит трудовых ресурсов, который сегодня достаточно жёстко во всех секторах наблюдается, не выравнивается даже таким существенным, стремительным повышением заработной платы. Несмотря на значительный вес налога на прибыль, он в структуре доходов стал терять свое место, на которое с значительным приростом стал выходить налог на доходы физических лиц», – заметил Виталий Голубенко.
Прирост собственных доходов к ожидаемым показателям 2024 года прогнозируется в 39 млрд рублей, из них большая часть, где-то 29 миллиардов – это совокупный показатель налоговой отдачи от экономики на основе макроэкономических расчетов. Прозвучала и сумма федеральных трансфертов – пока чуть больше 4 млрд рублей. Ко второму чтению, сообщил Виталий Голубенко, эти показатели будут откорректированы. В числе основных принципов формирования расходной части бюджета министр назвал: обеспечение роста заработной платы в бюджетной сфере соразмерно росту МРОТ, продолжение индексации социальных выплат соразмерно индексу потребительских цен, обеспечение нужд в рамках проведения СВО, завершение объектов с высокой степенью готовности, обеспечение реализации национальных и инфраструктурных проектов.
«ПО ВСЕМ ГОСПРОГРАММАМ СИТУАЦИЯ СЛОЖНАЯ»
Сложность бюджета предстоящего года стала темой активного обсуждения. Заместитель председателя комитета Роман Яковлев поднял вопрос о финансировании государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».
«У нас с 2020 по 2022 год эта программа была на 3,2 миллиарда рублей. Из них федеральные средства были 2,3 миллиарда рублей. В 2023 году общая сумма программы – 2,2 миллиарда, 2024 год – порядка 1,5 миллиардов. Почему такое падение?» Депутат привел в пример бюджет Омской области, у которой на развитие сельских территорий запланированы гораздо большие суммы.
«У нас есть проблемные объекты незавершенного строительства. Это Баганский бассейн и Сузунская школа», - ответил министр сельского хозяйства области Андрей Шинделов.
Председатель комитета Заксобрания Денис Субботин акцентировал внимание на том, что в проекте областного бюджета по всем госпрограммам, которые курируются комитетом, ситуация сложная: «Госпрограмма «Охрана окружающей среды» 2024 года почти 400 миллионов рублей, проект 2025 года – 241 миллион рублей. Госпрограмма «Развитие лесного хозяйства» 2024 года – 362 миллиона рублей, 2025 год – 166 миллионов рублей. Падение более чем в 2 раза. Программа «Развитие сельского хозяйства, регулирования рынков, сельхозпродукции, сырья и продовольствия» вроде бы показывает рост, но, если внутрь программы посмотреть, весь прирост – на программы ветеринарии. Мероприятия архиважные, но получается, что и здесь реального роста нет».
Виталий Голубенко согласился, что по отдельным госпрограммам имеет место снижение финансирования. «До тех пор, пока у нас налог на прибыль будет отставать в росте, у нас просто не будет ресурсов для того, чтобы увеличивать бюджет развития, – констатировал министр. – На защите бюджета с нашими профильными министерствами мы постарались максимально распределить расходы в эти госпрограммы. Перекрыть самые критические точки». Также Виталий Голубенко пояснил, что ко второму чтению проекта закона о бюджете области будет ясность с ресурсами, направляемыми в регион из федерального бюджета, соответственно, между первым и вторым чтением законопроекта «все резервы, которые у нас будут, мы совместно будем обсуждать и распределять».
Депутаты поддержали решение комитета, озвученные его председателем Денисом Субботиным: согласиться с основными параметрами бюджета и рекомендовать Комитету по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности внести проект закона на рассмотрение сессии. Большинством поддержано предложение: при подготовке проекта областного бюджета ко второму чтению рекомендовать Правительству региона увеличить финансирование госпрограмм развития лесного хозяйства, охраны окружающей среды - до уровня прошлого года. Рассмотреть возможность увеличения субсидий по программе развития сельского хозяйства с учетом сложной погодной и экономической ситуации этого года, а также предусмотреть увеличение расходов на водоотведение в рамках госпрограммы развития жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.
К «ГРЯЗНОЙ ВОДЕ» В «НЕЧИСТОМ ГОРОДЕ»
Проект областного бюджета ближайших трех лет 13 ноября был также рассмотрен на заседании Комитета Заксобрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам. Здесь пришлось в очередной раз выступить Виталию Голубенко – он повторил основные тезисы, уже озвученные ранее.
В ходе обсуждения бюджета депутаты задали министру вопросы. В частности, Дмитрий Козловский напомнил, что в 2025 году не предусмотрено финансирование 31 регионального проекта, которые действовали в 2024 году. «Что касается нашего комитета, это проекты «Чистая вода», «Чистые города», комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», – уточнил парламентарий и спросил, за счёт чего будет идти финансирование. Виталий Голубенко ответил, что рассматриваются два варианта увеличения финансирования: получить целевые трансферты из федерального бюджета и сформировать перечень инфраструктурных проектов за счет реструктуризации бюджетного кредита.
«В прошлом году на «Чистую воду» было предусмотрено два миллиарда, – отметил Дмитрий Козловский и поинтересовался: – В этом будет четыре?» Виталий Голубенко рассказал: на сегодняшний день в областном бюджете предусмотрено финансирование объектов водоснабжения и водоотведения в размере двух миллиардов рублей. Ожидается, что ещё 2,5 миллиарда рублей поступят в регион из федерального бюджета.
Дмитрий Козловский считает, что городу Новосибирску необходимо выделить 250 миллионов рублей на условиях софинансирования для снабжения чистой водой жителей частного сектора. Министр высказал мнение, что такой вариант «целесообразно рассматривать».
ДЕНЬГИ НАДО СУМЕТЬ ОСВОИТЬ
Заместитель председателя комитета Вадим Агеенко напомнил, что по некоторым госпрограммам Новосибирской области цифры неосвоенных финансов достигают 40 процентов от общего объема. «Два миллиарда освоить не можем, а когда их будет четыре? – задал вопрос Вадим Агеенко. – Бригад и материалов хватит, чтобы освоить такие деньги?» Заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Евгений Ольховиков ответил, что проекты все реальны, глобальных, критичных проблем, которые помешали бы их исполнить, нет. Вадим Агеенко в ответ предложил повысить ответственность за срыв исполнения объектов «Чистой воды».
«Пока ещё не понятно, какой объем средств поступит к нам в виде трансфертов из федерального бюджета, от чего зависит и общий объем областного бюджета. Хочется надеяться, что мы сможем в ближайшие три года завершить важные социальные объекты», – подвел итог обсуждения председатель комитета Олег Подойма. Он подчеркнул, что в списке приоритетов – реконструкция водопроводов, строительство газовых котельных и других объектов коммунальной инфраструктуры. Олег Подойма добавил, что детальный список социально значимых объектов, которые войдут в бюджет ближайших трех лет, депутаты обсудят ближе ко второму чтению главного финансового документа региона.
Источник - https://zsnso.ru/news