…И 70% АВАНС. КАЖДОМУ!

152
3 минуты
…И 70% АВАНС. КАЖДОМУ!

Минэкономики РФ подготовило пакет инициатив, направленных на повышение экономической устойчивости строительного комплекса: ведомство направило письмо со своими предложениями (в министерстве факт отправки документа подтвердили) в Минфин, Минстрой и аппарат правительства для их последующего обсуждения на заседании правительственной комиссии по региональному развитию. Минэкономики ранее уже направляло предложение ввести с 2022 года обязательное проведение электронного конкурса для контрактов с начальной стоимостью более 10 млн руб. Это предложение вошло и в новое письмо.
Среди новых инициатив — разработка единых правил корректировки госконтрактов в случае колебаний цен на стройматериалы.

Так как на фоне роста цен строительные компании, работающие по госзаказу, оказались в наиболее уязвимом положении из-за твердой цены контракта, ведомства искали разные способы их поддержки — в итоге правительство утвердило механизм, позволяющий увеличить цену строительных госконтрактов, заключенных до 1 июля 2021 года, сроком не менее чем на год. Минэкономики же, по сути, выступает за создание с 2022 года постоянного механизма — в законе о контрактной системе (44-ФЗ) наличие утвержденного правительством порядка изменения цены строительных контрактов предлагается установить как основание для пересмотра их существенных условий.

Среди менее «антикризисных» мер — включение в 44-ФЗ положения об обязательном авансировании государственных строек в размере не менее 70%. Сейчас, как отмечает Минэкономики, в 44-ФЗ не предусмотрена обязанность авансирования по заключаемым госконтрактам — ее введение позволит снизить уровень нагрузки на подрядчиков при обслуживании процентов по банковским кредитам. Президент Национального объединения строителей Антон Глушков идею поддерживает: сейчас размер аванса может быть не более 30%, нижней границы нет, и в большинстве случаев аванс не устанавливается. По его словам, подрядчики вынуждены брать кредиты для выполнения работ и «нести убытки по причине того, что без аванса начать работы не представляется возможным».

Для обеспечения своевременной оплаты исполненных обязательств и внесения авансов Минэкономики предлагает установить цифровой контроль с использованием единой информсистемы в сфере закупок.
Так, заказчик будет размещать в системе информацию о сроках оплаты по контракту — контролировать их соблюдение будет Федеральное казначейство (напомним, само казначейство планировало ввести аналогичные нормы для всех госконтрактов). Минэкономики ссылается на «негативную практику по превышению установленных сроков» — это, в свою очередь, может сказываться на экономической деятельности поставщиков и даже приводить к их банкротству. По мнению ведомства, такой контроль позволит минимизировать риски для подрядчиков и «дисциплинировать» заказчиков, что, в свою очередь, повысит привлекательность участия в строительных закупках для малого и среднего бизнеса.

Кроме того, Минэкономики предлагает правительству установить порядок и сроки приемки работ: за счет формализации сроков и отчетности ведомство рассчитывает уменьшить административную нагрузку на подрядчиков. Как отмечает президент НОСТРОЙ Антон Глушков, хотя в законе предельные сроки приемки работ предусмотрены, на практике они зачастую «несоизмеримы со сроком выполнения работ».
В аппарате вице-премьера Марата Хуснуллина сообщили, что получили предложения Минэкономики, «они требуют всестороннего анализа и на данный момент преждевременно их оценивать и говорить о сроках и возможности вынесения данного вопроса на заседание правкомиссии». В Минфине письмо также получили и рассматривают. В Минстрое документ еще не прокомментировали.

По материалам «КоммерсантЪ»