ТАКИЕ КОНТРАКТЫ НАМ НЕ НУЖНЫ

11
6 минут
ТАКИЕ КОНТРАКТЫ НАМ  НЕ НУЖНЫ

«Сумма контрактов, торги по которым не состоялись в первом квартале 2021 года, выросла почти на 30%». Об этом заявил 6 апреля президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков в ходе совещания по росту цен на металлопродукцию строительного сортамента под председательством министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирека Файзуллина.

ФАНЕРА ДОГОНЯЕТ МЕТАЛЛ

По результатам мониторинга стоимости индикативных ресурсов, который НОСТРОЙ проводит совместно со специалистами Минстроя России и Главгосэкспертизы, выявлено возобновление роста стоимости металлопроката в марте 2021 года после небольшой стабилизации цен в начале первых двух месяцев текущего года. Это подтверждает анализ публичных прайсов российских заводов-производителей металлоконструкций. Так, например, согласно публичному прайсу ПАО «Мечел», отпускные цены на арматуру 14-го диаметра в московском регионе за март 2021 года увеличились на 8%.
«Благодаря Минпромторгу и заводам-производителям металла, которые раскрыли свои прайс-листы, ситуация с ценами стала прозрачнее. И эта информация подтверждает тот факт, что рост цен на металл пока, к сожалению, не остановился, и стоимость этих ресурсов не вернулась к ценам предыдущего года. При этом надо учитывать влияние роста стоимости металла на строительство зданий и сооружений. Важно принимать во внимание не только металлоконструкции, но также металлозависимые изделия и оборудование: например, лифты, кабельную продукцию и другие», – отметил президент НОСТРОЙ, руководитель Комиссии по вопросам ценообразования Общественного совета при Минстрое России Антон Глушков.
Рост стоимости на металлопродукцию спровоцировал и рост стоимости на другие строительные материалы, не зависящие от металлопроката: так, фанера с декабря 2020 года по 1 апреля 2021 года подорожала до 40%, а теплоизоляционный материал (минеральная вата) – на 22%.

РАСХОДЫ СТРОИТЕЛЕЙ НАЧИНАЮТ ПРЕВЫШАТЬ ПРИБЫЛЬ

Антон Глушков добавил, что нацобъединением также проведен анализ динамики заключения контрактов в рамках 44-го и 223-го федеральных законов. Общая сумма контрактов, торги по которым не состоялись в первом квартале 2021 года, cоставила 16 млрд рублей, тогда как за аналогичный период 2020 года она была 12,7 млрд рублей. Для отрасли это – серьезный сигнал нарастания воздействия повышения стоимости на стройматериалы. От подобного роста стоимости, когда он порой превышает сметную прибыль, в первую очередь страдают подрядные организации, выполняющие государственные и муниципальные строительные контракты. Цена таких контрактов является твердой, и в ее расчет такой рост не закладывался. НОСТРОЙ уже получает информацию от региональных строительных компаний о невозможности продолжать контрактные отношения с госзаказчиками, так как состоявшийся рост цен на строительные материалы приводит их к убытку и банкротству.
Ситуация на коммерческих стройках, хотя там нет твердых цен и государственного регулирования, тоже имеет негативную тенденцию. Рентабельность на объектах, которые строятся с применением механизма эскроу-счетов, объективно снижается. Застройщик, берет кредит в банке и находится в строгой системе финансового контроля кредитной организации. Любые изменения условий по себестоимости приводят к необходимости пересматривать финансовую модель, что практически невозможно сделать на стадии реализации проекта. Увеличение стоимости строительства застройщики вынуждены будут включать в рост цены квадратного метра жилья.
В настоящее время в связи с ростом цен на металл себестоимость строительства квадратного метра многоквартирных домов по разным проектам возросла от 3% до 7%, сообщил президент НОСТРОЙ.
Еще бо́льшая проблема возникает у застройщиков с низкомаржинальными проектами, где несмотря на рост себестоимости конечную цену невозможно увеличить из-за отсутствия платежеспособного спроса в регионах Российской Федерации. Это может привести к сокращению объемов строительства. Такая тенденция в регионах наблюдается и усиливается.
«Не хотелось бы увидеть увеличения числа банкротств строительных компаний во втором полугодии 2021 года», – заключил Антон Глушков.

ЗАКОН, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛИТ СДЕЛАТЬ ГИБКОЙ ЦЕНУ ГОСКОНТРАКТОВ

В связи с этим внесение изменений в 44-й федеральный закон в части установления основания для изменения цены государственных и муниципальных контрактов в случае роста стоимости строительных материалов является крайне необходимой и своевременной мерой. Антон Глушков поблагодарил Минстрой России за поддержку подготовленного по инициативе НОСТРОЙ законопроекта, позволяющего изменить существенные условия цены государственного контракта в случае существенного роста стоимости стройматериалов.
Минпромторг также поддержал подготовленный законопроект.
Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин также отметил, что ситуацию с изменениями в ценообразовании в сфере строительства необходимо рассматривать комплексно, поскольку в ряде регионов произошел рост стоимости трудовых ресурсов, а также материалов и ресурсов в дорожном строительстве.
«Поэтому надо очень обстоятельно и внимательно по всем структурам и направлениям проанализировать ситуацию для принятия необходимых решений», – подчеркнул глава Минстроя России.

Напомним, ранее НОСТРОЙ предложил предоставить возможность строительным компаниям увеличивать стоимость госконтрактов, если за последние три месяца цены на строительные материалы, в частности, на металл, выросли более чем на 15%.
Инициатива поддержана Минстроем России, который подготовил законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ). В настоящий момент документ проходит публичные обсуждения, которые продлятся до 16 апреля 2021 года.
Законопроект предлагает установить новое основание для изменения существенных условий цены контракта, которые позволят заказчику изменить цену контрактов, заключенных на срок не менее одного года, без необходимости заключения нового контракта.
В частности, к таким основаниям добавлены случаи, когда в период исполнения контракта произошло существенное изменение стоимости одной и более позиций ценообразующих строительных ресурсов, приведшее к изменению общей стоимости выполнения работ более чем на 5%, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно.
Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на поддержку строительной отрасли в меняющихся экономических условиях и нивелирование последствий, одним из которых является повышение цен на строительную продукцию. Кроме того, законопроект ориентирован на исключение невозможности исполнения заключенных контрактов. Эта мера поддержки рассчитана в том числе на обеспечение реализации объектов капитального строительства, создаваемых в рамках национальных проектов.

В ходе подготовки законопроекта была проведена экспертная оценка возможного увеличения государственных капитальных вложений в связи с ростом цен на строительные ресурсы на примере металлических изделий, которые являются ценообразующими ресурсами и оказывают существенное влияние на конечную стоимость строительства объекта. По результатам анализа установлено, что увеличение стоимости металлических изделий и конструкций на 60% приводит к росту стоимости строительства в среднем на 5%.
Благодаря предлагаемому законопроекту у заказчика должно появится право на внесение изменений в условия договора в связи с изменением цены на строительную продукцию, которое будет являться существенным обстоятельством. В настоящее время таких прав для заказчика законодательством не установлено.
Обоснования таких изменений будут представляться заказчиком в письменной форме. Порядок расчета и предоставления обоснований предлагается утверждать Правительством Российской Федерации.
Изменения стоимости контракта будут осуществляется как при существенном росте стоимости ценообразующих строительных материалов и оборудования, так и при снижении их стоимости.

Источник - https://nostroy.ru