МЫ НЕ ОСТАНОВИМСЯ

243
23 минуты
МЫ НЕ ОСТАНОВИМСЯ

16 марта на Комитете по строительству, ЖКК и тарифам Заксобрания Новосибирской области говорили о мерах поддержки строительства и жилищно-коммунального хозяйства в условиях повысившегося внешнего санкционного давления.

«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – НЕ ДОПУСТИТЬ ОСТАНОВКИ СТРОИТЕЛЬСТВА»

Об основных инструментах поддержки строительства, принятых либо готовящихся в настоящее время на федеральном и региональном уровнях, в обобщающем докладе рассказал исполняющий обязанности министра строительства Новосибирской области Алексей Колмаков.
«Главная задача, которая ставится на федеральном уровне – не допустить остановки строительства, чтобы граждане получили свои квартиры в срок, а строительство социальных объектов было продолжено и завершено в установленные сроки, – подчеркнул Алексей Колмаков.
По его оценке, в этом направлении Правительством РФ и Правительством НСО ведется активная работа. Оперативно во взаимодействии с регионами принимаются необходимые федеральные нормативные документы. Правительство региона, со своей стороны, активно участвует в разработке антикризисных мер. Налажена оперативная связь с курирующим отрасль заместителем Председателя Правительства РФ Маратом Хуснуллиным и Минстроем России.
«Все наши предложения оперативно рассматриваются федеральным центром», - отметил и. о. министра. - В течение двух недель принято два пакета федеральных антикризисных мер поддержки строительной отрасли: третий пакет готовится сейчас; до конца недели, он, возможно, также будет подписан и введен в действие.

«СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ № 1»

Первый пакет антикризисных мер поддержки строительной отрасли предусмотрен федеральным законом от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ.
Он устанавливает меры, направленные на упрощение правового регулирования в сфере строительства и стабилизацию экономической ситуации в стране.
Данным законом, в частности, разрешается предоставление займов за счет средств компенсационных фондов СРО строительным компаниям, проектировщикам, компаниям, выполняющим инженерные изыскания.
Предусмотрено право Правительства установить случаи и порядок списания неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных государственными контрактами.
Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 340 установлен бессрочный порядок списания штрафов и пеней с подрядчиков, нарушивших обязательства по государственному или муниципальному контракту из-за внешних санкций. Согласно постановлению, для списания пеней и штрафов подрядчику достаточно будет представить госзаказчику письменное обоснование, подтверждающее нарушение обязательств из-за внешних санкций, с приложением подтверждающих документов.
Кроме того, в 2022 году Правительство РФ наделено правом установить дополнительные случаи и порядок заключения контрактов с единственным поставщиком. Аналогичное право предоставлено субъектам РФ в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта.

Внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 № 339, согласно которым по 31 декабря 2022 г. включительно заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), который может определяться либо нормативным актом Правительства РФ, либо нормативным актом субъекта РФ.
«Буквально сегодня, 16 марта, Правительством Новосибирской области принят соответствующий порядок», - сообщил Алексей Колмаков.

По сведениям Алексея Колмакова, в 2022 году Правительством РФ планируется устанавливать:
особенности применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве;
особенности включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному ДДУ;
особенности передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
особенности и основания перечисления застройщику денежных средств участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, внесенных на счета эскроу;
упрощение процедуры по внесению изменений в проектно-сметную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившей положительное заключение государственной экспертизы (речь идет о возможности оперативной замены в проекте материалов и изделий, ставших недоступными из-за внешних санкций, на доступные аналоги – это можно сделать без повторного проведения государственной экспертизы проектной документации);
упрощение процедуры проведения государственной экспертизы;
особенности продления градостроительных и разрешительных документов в строительной сфере.

«СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ № 2»

Второй пакет антикризисных мер предусмотрен федеральным законом от 14 марта 2022 г. № 58-ФЗ.
«Он направлен на ускорение строительства и создание условий для запуска новых проектов в отрасли, а также поддержку граждан и застройщиков в сложившихся тяжелых экономических условиях», - пояснил Алексей Колмаков.
В рамках «второго пакета» правительство РФ планирует установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
Новым законом субъектам РФ дано право определять случаи установления в 2022 году льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, и размер такой платы.
Открыта возможность продления договоров аренды государственного и муниципального имущества без торгов.
Предусмотрено сокращение срока предоставления участков под строительство; установлены алгоритмы оптимизации процедур общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории и проектам межевания территории.
Исключена повторная проверка госрегистратором прав на землю и соблюдения требований к ограничению использования земли после получения разрешения на ввод объекта. Введена упрощенная процедура проведения правовой экспертизы документов, необходимых для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объектов капитального строительства. Ускорен процесс оформления разрешительной документации на строительство.

«Также приняты изменения в Закон № 44-ФЗ в части снижения размера обеспечения конкурсной заявки, - сообщил Алексей Колмаков. - Размер обеспечения заявки, которую устанавливает заказчик в извещении в конкурсной документации о закупке, может составлять от 0,5 до 30% НМЦК. Этот вопрос прорабатывается сейчас в нашем УКСе, с тем, чтобы заказчики могли обходиться без банковских гарантий, потому что с этим сейчас, как вы сами понимаете, возникают серьезные проблемы.

Кроме того, в настоящее время подготовлен проект Постановления Правительства РФ о внесении изменений в постановление № 1431, который предполагает до 1 марта 2023 года исключить обязательную разработку трехмерных моделей на этапах выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, эксплуатации и сноса объекта капитального строительства. Этот документ может быть подписан в ближайшие дни.
Предлагаемые изменения позволяют минимизировать риски и финансовые потери в результате ограничительных мер на использование иностранного программного обеспечения для строительной отрасли и перехода на отечественное программное обеспечение».

Говоря об ипотеке как основном драйвере развития жилищного строительства, Алексей Колмаков указал на намерение федеральной власти продолжить поддержку специальных ипотечных программ, в том числе программы льготной ипотеки по ставке 7%. «Данная программа продолжает свое действие на прежних условиях до конца марта 2022 года; в последующем возможен пересмотр ставок по льготным программам ипотечного кредитования, а также расширение условий предоставления льготной ипотеки, - рассказал и. о. министра строительства Новосибирской области.

Не все просто с проектным финансированием. «В связи последними обстоятельствами, застройщики сообщают о росте процентной ставки кредитных организаций по действующим кредитным обязательствам, - посетовал Алексей Колмаков. – В то же время, уровень повышения процентной ставки по-прежнему зависит от степени покрытия средств строительства в соотношении с привлечением дольщиков по счетам эскроу. Чем больше средств на счета эскроу было привлечено, тем меньше повышение процентной ставки.
Также застройщики сообщают об отказе выдачи кредитов по ранее согласованным условиям, но не прошедшим стадию финального согласования и документального оформления. Руководство ряда банков приостановило проведение кредитных комитетов, что исключило возможность выдачи кредитов застройщикам. Правительство знает об этой проблеме и работает над ее решением».

СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

«Несмотря на сложившиеся экономические условия, все реализуемые программы и национальные проекты по строительству социальных объектов продолжают действовать, - подчеркнул и. о. министра. - На уровне региона будут приняты все необходимые меры, в том числе, по увеличению суммы контрактов на строительство социальных объектов, связанных с увеличением стоимости строительных ресурсов.
Объем финансирования строительства объектов социальной инфраструктуры, запланированный на 2022 год в размере порядка 20,0 млрд. рублей - сохраняется. Кроме того, Минстроем Новосибирской области направлены оперативные предложения по корректировке бюджета в связи с возникшими форс-мажорными обстоятельствами.
Данные меры позволяют работающим в Новосибирской области подрядным организациям сохранить занятость своих сотрудников на строительстве государственных объектов, позволит пройти кризисный переходный этап без потерь».

О РОСТЕ СТОИМОСТИ МАТЕРИАЛОВ

«Правительством региона и Правительством РФ организован постоянный мониторинг ситуации на рынке стройматериалов: по объемам производства, по срокам поставок и росту цен в целях недопущения дефицита строительных материалов и неоправданного роста цен, - подчеркнул Алексей Колмаков. - Минстроем области совместно с Центром ценообразования на постоянной основе проводится анализ увеличения стоимости различных строительных материалов и оборудования, в том числе на забронированные ранее партии.
По данным застройщиков и подрядчиков, на сегодняшний день большинство поставщиков увеличили отпускные цены на продукцию в связи с негативными тенденциями на рынке.
Например, выявлено рост следующих групп материалов групп, оборудования и инструмента:
- продукция, изготавливаемая из алюминия – до 15% (ООО «ТД«Албес Центр»);
- лакокрасочная продукция – от 3% (завод «Диола»), 19% (Tikkurila), до 50%;
- инструмент Бибер, Варяг, Триггер – до 20% (ООО «Сатурн Сибирь»);
- битумная продукция, рулонные кровельные материалы – 5% – 10% (ООО «Технониколь»);
- арматурный прокат – до 22%;
- вентиляционное оборудование – до 30%;
- полипропиленовые трубы – до 40%;
- смесители – до 20%;
- котлы и чугунные изделия – 5 %;
- инструменты фирмы Black+Decker – до 25%;
- латунные шаровые краны – до 20%;
- продукция с полимерным и оцинкованным покрытием – 15-20%;
- напольные покрытия – 25%;
- панели ПВХ – до 10%;
- бетон и раствор – до 20%;
- кабельная продукция – 15-35%;
- щебень – 25-30%;
- песок – 16-21%;
- бетонная смесь тяжелая – до 8%;
- утеплитель – до 20%;
- сухие смеси, ГКЛ, ГВЛ, грунтовка – до 20-35%.
Кроме того, зафиксированы перебои с поставкой продукции «Knauf», фабрики «Керамика будущего», ООО «Роберт Бош».

Выявляемые факты необоснованного резкого удорожания цен на строительные материалы и оборудования немедленно направляются в Минпром НСО и РФ для принятия оперативного воздействия.
Так, Министерство промышленности и торговли РФ потребовало от металлургических компаний ограничить наценку при продаже стальной продукции на внутреннем рынке на уровне 20-25 %.
В том случае, если отдельные представители компаний-производителей не согласятся на ограничение маржинальности, Правительство РФ может пойти на такую крайнюю меру, как установка цены на металлургическую и иную продукцию в рамках определенного временного периода.
Кроме того, в условиях санкционного давления необходимо ориентироваться на импортозамещение и оперативно производить замену европейского оборудования на российские и азиатские аналоги. Также в сложившейся ситуации необходимо оперативно переориентироваться на поставки азиатского оборудования и сырья».

НОВЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ РЕГИОНОМ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Как сообщил Алексей Колмаков, в рамках подготовки третьего пакета антикризисных мер в адрес Минстроя России Правительством Новосибирской области 14 марта были направлены следующие предложения по функционированию строительной отрасли в условиях санкций, в том числе направленные на снятие административных барьеров в действующем законодательстве:
1. Продлить срок действия разрешений на строительство и градостроительных планов земельных участков минимум на два года.
2. Предусмотреть возможность использования информации, указанной в ГПЗУ, для подготовки изменений в проектную документацию и внесения изменений в действующее разрешение на строительство на весь срок строительства объекта.
3. По действующим проектам сохранить ставку проектного финансирования без изменения, по новым - рассмотреть вопрос о понижающем коэффициенте ставки проектного финансирования. Рассмотреть вопрос о поэтапном раскрытии счетов эскроу в зависимости от степени готовности объекта строительства.
4. Сохранение существующих мер поддержки, принятых Правительством России, по ипотечным программам с государственной поддержкой.
5. Приостановить включение многоквартирных домов в Единый реестр проблемных объектов по причине нарушения сроков передачи объектов долевого строительства его участникам на срок более 6 месяцев.
6. Перенести срок восстановления прав «обманутых дольщиков» на 31 декабря 2025 года.
7. Снять ограничения в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ (п. 8 статьи 95) по увеличению цены контракта более чем на тридцать процентов. Рассмотреть варианты увеличения, во-первых, на 30% по Постановлению Правительства РФ № 1315 от 09.08.2021 (в связи с увеличением стоимости строительных ресурсов) и, во-вторых, увеличение на 30% на основании п.8 статьи 95 в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию.
8. Рассмотреть возможность для государственного заказчика при реализации социально значимых объектов и исполнении национальных проектов и государственных программ заключать государственный контракт с единственным поставщиком на период существующих осложнений. Сформировать законодательные требований для такого единственного поставщика. («Данное предложение уже принято, решение есть», - дополнил Алексей Колмаков).
9. По заключенным государственным контрактам добавить возможность оплаты авансовых денежных средств до 90% от цены контракта - для возможности фиксирования цен на материалы и оборудование.
10. Установить размер арендной платы за использование земельных участков государственной или муниципальной собственности в целях жилищного строительства в размере земельного налога.
11. Перенести для всех объектов капитального строительства с государственным участием срок обязательного перехода на технологии информационного моделирования (ТИМ/BIM), в соответствии с постановлением Правительства России № 331, не ранее 01.01.2024 г.
12. Продлить сроки действия Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315. Перенести сроки заключенных контрактов не до 01.01.2022, а на более длительный срок, в связи со сложившейся рыночной ситуацией.
13. Повысить эффективность качественного и количественного наполнения информационной системы ФГИС ЦС как флагмана текущей системы ценообразования в строительстве, а именно:
- законодательно закрепить возможность включения оптовых поставщиков в перечень юридических лиц, обязанных подавать информацию во ФГИС ЦС (на данный момент оптовые поставщики имеют право, но не обязанность подачи информации);
- закрепить возможность для органов исполнительной власти субъекта оперативного, в течение года, добавления в перечень юридических лиц, обязанных подавать информацию, организаций – производителей и оптовых поставщиков;
- законодательно закрепить системы поощрительных и штрафных мер стимулирования, применительно к юридическим лицам, обязанным подавать ценовую информацию.
14. Рассмотреть возможность закрепления максимальной процентной ставки по кредитным договорам с организациями, осуществляющими деятельность в сфере дорожного строительства в рамках концессионных соглашений на уровне ставки, определенной Основными условиями финансирования по заключенным концессионным соглашениям.

«Еще одна мера, которую сегодня начали рассматривать – возможный отход от болонской системы образования, возвращение от подготовки «бакалавров» и «магистров» к ранее действовавшей у нас в стране подготовке инженеров соответствующих специализаций, - добавил Алексей Колмаков. - Цель – повышение качества подготовки специалистов. Предложение внесено нашим регионом, оно будет рассматриваться Правительством РФ. Думаю, у нас сегодня есть все шансы отменить эту систему, чтобы вузы выпускали нормальных инженеров для строительной отрасли, как это было раньше».

ПРИАЭРОДРОМНЫЕ ТЕРРИТОРИИ ОТСТУПАЮТ

Одним из положительных факторов, влияющих на строительство объектов на территории города Новосибирска, стал наметившийся прогресс по установлению приаэродромной территории аэродрома «Гвардейский». По информации Алексея Колмакова, 4 марта в Правительство НСО поступили материалы по отражению границ приаэродромной территории, согласно которым большинство ограничений, ранее накладываемых на строительство объектов, сняты и приведены в понятный и адекватный вид. Ограничения в полосах воздушных подходов по высоте строящихся объектов в границах зоны составляют 200 метров относительно отметки аэродрома. А границы 7 подзоны размещены в границах земельного участка бывшего аэропорта «Северный» и не включают существующие жилые дома и перспективные участки для застройки. До конца марта пакет документов должен быть согласован губернатором, и избыточные «приаэродромные» ограничения перестанут тормозить градостроительное развитие Новосибирска.
Работа по формированию плана антикризисных мер будет продолжена.
«Ежедневно осуществляется взаимодействие Минстроя с ведущими представителями строительной отрасли, банковским сообществом в части определения направлений взаимодействия по выходу из сложившейся ситуации, - подчеркнул и. о. министра. - Мы всегда открыты и ждем предложения от строительного сообщества по совершенствованию законодательства. Предложения и креативные идеи строителей сейчас, как никогда, могут быть оперативно услышаны и реализованы на самом высоком уровне».

Дополняя описанную Алексеем Колмаковым схему мер поддержки, вице-губернатор Новосибирской области Сергей Семка сообщил, что недавно было принято решение о поддержке предприятий, имеющих задолженность по налогам и сборам (ранее, напротив, только отсутствие таких задолженностей давало право претендовать на государственную поддержку). «Кроме того, на федеральном уровне принято решение финансово поддерживать компании за счет средств Фонда развития промышленности, который на федеральном уровне будет докапитализован до 1 триллиона рублей. Займы из средств Фонда будут выдаваться под 10-11 процентов годовых на пополнение оборотных средств компаниям из утвержденного перечня системообразующих предприятий. Мы обратились в Правительство РФ с предложением, чтобы данные займы была возможность получать и у системообразующих предприятий регионального уровня».

«ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ИНЫЕ, НЕ ПОПУЛИСТСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ВНОСИТЕ, РАССМОТРИМ ВМЕСТЕ»

Депутат Вячеслав Илюхин усомнился в достаточности предпринимаемых руководством страны и региона действий: «Первые два пакета федеральных мер поддержки строительной отрасли проблем строительства практически не решают. В связи с этим хотелось бы уточнить – каким будет третий пакет? Таким же популистским, как и первые два, или все же в нем будут какие-то действенные вещи? По идее, то, что сейчас происходит у нас с экономикой на фоне санкций – должно нас отрезвить, мы должны понять, что мы что-то делаем не так, что нам нужно сконцентрироваться и принимать не просто какие-то популистские решения, а реализовывать по-настоящему действенные меры, которые поддержат экономику.
Еще один вопрос: среди мер поддержки первых двух пакетов – возможность увеличивать стоимость контрактов без торгов суммарно на 60 процентов с параллельным упрощением процедур определения сметной стоимости. Не создают ли эти два пункта в совокупности почву для коррупции?
И третий вопрос: здесь было сказано о поддержке системообразующих предприятий. А малый и средний бизнес кто-нибудь собирается поддерживать? Когда мы отдаем предпочтение поддержке системообразующих, то есть крупных и крупнейших предприятий, мы фактически становимся на путь поддержки монополизма (и это касается не только строительной отрасли)».
«Мы находимся в режиме связи, как говорится, 24/7, мы постоянно открыты для коммуникации, - парировал Сергей Семка. - Если у вас есть иные, не популистские, с вашей точки зрения, предложения, - вносите, рассмотрим вместе. Сейчас есть возможность внесения и быстрого принятия оперативных решений.
По поводу возможности повышать стоимость на 30 плюс 30 процентов хотелось бы отметить, что да, это может повлиять, в частности, на инфляцию, но надо учитывать, что эта возможность открывается на фоне ведущейся работы по фиксации цен на важные материалы – в частности, на металл. Сегодня ведутся переговоры о фиксации цен с наиболее крупными игроками – другого механизма влияния на ситуацию у нас нет.
Что касается поддержки малого бизнеса – могу сказать, что принято решение не повышать ставку по займам от (регионального) Фонда микрофинансирования. Речь идет о займах именно для малого бизнеса на сумму до 5 млн рублей и на срок до трех лет, по ставкам от 6 до 9 процентов годовых. Фонд работает, его капитализация на сегодня составляет 1,4 млрд рублей, при необходимости мы его докапитализируем. Кроме того, Корпорация малого и среднего предпринимательства сегодня заново запускает программу кредитования под 8,5% годовых. Здесь в поддержку работает наш гарантийный Фонд поддержки малого среднего предпринимательства, который в случае отсутствия необходимого залога предоставляет свои гарантии на получение малыми и средними предприятиями соответствующих кредитов».

ПОДДЕРЖКА ИПОТЕКИ БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНА

«А не рассматривается ли на уровне региона программа поддержки ипотечников? Ведь для строителей главное – чтобы был спрос», - обратился к Алексею Колмакову депутат Илья Поляков.
«Я напомню: сразу несколько видов ипотеки сейчас рассматривается Минстроем России – сельская ипотека, ипотека для семей с детьми под 7%, и еще один вид ипотеки – в тех же параметрах, которые были до кризиса, – рассказал и. о. министра. - Эти меры будут продолжены. Понятно, что с учетом резкого, до 20 процентов, роста ключевой ставки ЦБ РФ сохранять докризисные ставки по всем видам ипотеки банки не смогут, поэтому рассматривается вопрос о субсидировании процентных ставок из бюджета.
То же самое, к слову, касается и сферы предоставления проектного финансирования. Ситуация непростая, но определенный оптимизм есть. В частности, по итогам недавнего разговора с руководством Банка «ДОМ.РФ» выяснилось, что банк готов продолжать сотрудничество со строителями нашего региона, в том числе в индивидуальном режиме прорабатывая проблемы каждого отдельно взятого застройщика».
«В настоящее время в нашем регионе продолжает действовать льготная ипотека от Новосибирского областного агентства ипотечного кредитования, - также напомнил Алексей Колмаков. - Это живая схема, она продолжает работать. Другой вопрос, что она была не очень востребована, скажем, в минувшем году – но это объясняется «конкуренцией» со стороны федеральных программ льготной ипотеки.
В этом году наша льготная областная ипотека, думаю, заработает как никогда раньше – а денег туда надо добавить, я согласен, и мы будем работать в этом направлении».


ДЕНЬГИ НА ЭСКРОУ-СЧЕТАХ – ОТДАЙТЕ, ПОКА ОНИ НЕ ОБЕСЦЕНИЛИСЬ

«В нынешней ситуации деньги дольщиков, поступившие на эскроу-счета, быстро обесцениваются, - выразил озабоченность депутат Никита Галитаров. - По факту получается, что тех денег, которые, например, планово собирали с дольщиков полгода-год назад для строительства объектов с плановым сроком ввода в 2022-2023 годах, из-за этого обесценивания не хватит, чтобы окупить дополнительные непредвиденные затраты, возникающие в связи с повальным ростом цен на основные стройматериалы. Хотелось бы, чтобы Правительство рассмотрело возможность индексации денег, поступивших на эскроу-счета – хотя бы на уровень зафиксированной инфляции.
Пока что мы видим, что наиболее защищенными от всех экономических коллизий у нас всегда остаются банки: они получают с застройщиков комиссии за счета-эскроу и проценты за проектное финансирование, они получают с покупателей жилья проценты за ипотеку и т. д.

«Возможно, для снятия остроты возникших проблем нам имеет смысл создать рабочую группу совместно с банкирами, - предложил вице-президент Российского Союза строителей, координатор НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко. - Сейчас удивительным образом с ростом учетной ставки во всех договорах проектного финансирования растет специальная ставка, которую банки взимают со строителей за их же, строителей, средства, которые хранятся на счетах эскроу. Можно было бы еще допустить какой-то «технический» сбор в пределах 1 процента, например – но ведь по факту эта «специальная ставка» достигает 4 – 6 процентов. Нужно инициировать снижение этой специальной ставки. Также необходимо увеличить зафиксированные в договорах проектного финансирования кредитные лимиты, которые предоставляются строителям по ходу строительства.
Кроме того, сейчас в Правительстве РФ рассматривается предложение Российского Союза строителей и Национального объединения строителей о поэтапном раскрытии счетов эскроу – нужно, чтобы такую возможность предоставляли хотя бы при 70-процентной степени готовности объекта. Банки выступают против, что объяснимо - всем нужна ликвидность, всем нужны фонды. Но надо понимать: если сегодня не раскрывать эти счета, и придерживать деньги вплоть до момента ввода объекта в эксплуатацию (когда они успеют сильно обесцениться), - мы рискуем не только остановить старт новых объектов, но и не достроить уже начатые».

ПРО МИЛЛИАРД ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И РОСТ ЦЕН НА МАТЕРИАЛЫ

«Я вспоминаю 2008 год; тогда, во время кризиса, несмотря на то, что годовой бюджет Новосибирской области составлял немногим более 80 млрд рублей, наша региональная власть нашла возможность выделить из бюджета 1 млрд рублей для стимулирования местной ипотеки, стимулирования региональной строительной отрасли, - поворошил прошлое депутат Дмитрий Козловский. - Сегодня годовой бюджет НСО превышает 200 млрд рублей; думаю, нам нужно обратиться к губернатору с просьбой о выделении целевых средств (допустим, того же 1 миллиарда рублей) на поддержку строительной отрасли (посредствам стимулирования спроса) – возможность такая есть».
«Несколько слов хочу сказать по поводу повышения стоимости стройматериалов, - продолжил диалог заместитель председателя Комитета Евгений Покровский. – Да, я понимаю объективную ситуацию, понимаю, что, к примеру, трудно сдержать рост цены на металлы, на продукцию машиностроения, и т. п. Но когда речь заходит о повышении цен на наши местные материалы – песок, щебень, у меня возникает вопрос: а где наш УФАС? Я помню, не так давно даже российский вице-премьер высказал крайнее удивление ростом цен на песок до 90 процентов, и я удивляюсь вслед за ним! Что произошло? У нас экскаваторщик стал получать зарплату в валюте? Или где-то там (в песке) нашли золотую жилу? Но невозможно же во всех местах, где добывают песок, одновременно найти столько золота! Нужно системно проверять обоснованность повышения цен – причем именно на нашем, местном уровне. А пока что в этой ситуации крайними оказываются строители, которых со всех сторон обвиняют в повышении цен на жилье, не замечая резкого роста себестоимости его строительства».

ОСВОБОДИТЕ НАСЕЛЕНИЕ ОТ НДС ПРИ ОПЛАТЕ КОММУНАЛКИ

Касаясь мер поддержки в сфере жилищно-коммунального хозяйства, заместитель председателя Комитета Вадим Агеенко внес предложение об отмене 20-процентного НДС при оплате коммунальных услуг – в целях недопущения роста тарифов. Бюджет в этом случае понесет потери, признал депутат. Вместе с тем, он напомнил, что в Налоговом кодексе освобождение от НДС предусмотрено и для артистов, и для организаторов лотерей, и для многих других категорий из не особо нуждающейся части российских налогоплательщиков.
«А недавно в России разрешили частным лицам покупать золотые слитки, при этом тоже освободив их от уплаты НДС. В то же время каждый гражданин, оплачивающий услуги ЖКХ, продолжает этот НДС выплачивать (к слову, подавляющее большинство граждан добросовестно платит за ЖКХ, собираемость платежей у нас составляет 94-95 процентов). Понятно, что в нынешнее время трудно всем – и промышленникам, и строителям, и многим другим. Но населению будет труднее всего. Думаю, инициатива об освобождении населения от НДС при оплате «коммуналки» созрела, ее пора продвигать на уровне Правительства России. Ведь посмотрите для сравнения: «мусорному» лобби буквально через полгода после начала реформ в сфере сбора и утилизации ТКО удалось избавиться от НДС», - указал на реальность выполнения внесенного предложения Вадим Агеенко.

КОНТРАКТЫ «ПЕРЕСЧИТАЛИ»… И НИЧЕГО НЕ ЗАПЛАТИЛИ

Сергей Семка, развивая тему ЖКХ, рассказал о ситуации с реализацией программы капремонта МКД в Новосибирской области. По его оценке, пока сильно тревожиться не о чем: «этот рынок замедлился, но благодаря тем решениям, которые были приняты в прошлом году, работа продолжается».
Иную точку зрения высказал Максим Федорченко. Он отметил, что начатая в прошлом году работа по пересчету фиксированных цен контрактов по капремонту МКД, вызванная необходимостью компенсировать резкий рост стоимости материалов, так и не была доведена до логического завершения. «Подрядчики подготовили все необходимые документы, но стоимость контрактов им так до сих пор и не пересчитали, - с тревогой констатировал Максим Федорченко. – Понятно, что в такой ситуации, с большой вероятностью, за новые контракты по капитальному ремонту эти подрядчики вообще не возьмутся. Планируется ли решать эту проблему?».
Как сообщил в ответ министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области Денис Архипов, в Фонде модернизации ЖКХ (регоператор капремонта МКД в Новосибирской области) внутренний регламент, позволяющий осуществлять перерасчеты цен контрактов, был принят своевременно. «Если есть сигналы, что на практике такие перерасчеты не сделаны, дайте информацию, будем разбираться с каждым отдельным случаем», - пообещал министр.

Записал А. Русинов