На окружной конференции НОСТРОЙ обсудили проблемы
и перспективы строительства в Сибири
1 декабря в рамках общей программы окружной конференции Национального объединения строителей в Сибирском федеральном округе состоялась конференция «Строительный комплекс Сибирского федерального округа: проблемы и перспективы развития». В повестку вошли острые и насущные вопросы, связанные с проблемами комплексного развития территорий, реформы ценообразования (на фоне взрывного роста цен на ресурсы), подготовки кадров, внедрения технологий информационного моделирования. Участниками события, площадкой для которого стал зал заседаний правительства Иркутской области, стали руководители Ассоциации «Национальное объединение строителей», ОМОР «Российский Союз Строителей», министры строительства субъектов федерации и руководители саморегулируемых организаций СФО, руководители региональных отраслевых объединений.
Провели конференцию первый заместитель председателя Правительства Иркутской области Руслан Ситников и координатор НОСТРОЙ по СФО, вице-президент Российского Союза Строителей по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко.
С приветственным словом к участникам обратился Руслан Ситников. Он подчеркнул первостепенную важность состояния строительного комплекса для экономики в целом, для достижения стратегических целей национальных проектов. По его мнению, все выбранные для обсуждения вопросы очень актуальны, и их решение потребует большой совместной работы органов власти, строительного и проектного делового сообщества.
Госконтракты можно пересчитать
Своим видением злободневных проблем и ключевых тенденций в российском строительстве поделился президент Ассоциации «Национальное объединение строителей» Антон Глушков.
Существенным совместным достижением федеральных органов власти и НОСТРОЙ он назвал принятие постановления Правительства РФ от 9 августа 2021 года № 1315 и выход приказа Минстроя РФ от 21 июля 2021 года № 500-р. Эти инструменты открыли для подрядчиков, работающих с государственными и муниципальными заказами, возможность в определенной мере увеличивать фиксированную стоимость контрактов, что является остро необходимым в условиях резкого роста цен на стройматериалы. «К настоящему времени в России в Главгосэкспертизу за подтверждением достоверности изменения сметной стоимости зашло 279 проектов, из них 60 уже получили положительное заключение, - сообщил Антон Глушков. – Из них в Сибирском федеральном округе в филиалы Главгосэкспертизы зашло 46 проектов, 25 уже получили положительное заключение. Примечательно, что, в свою очередь, из этих 25 проектов 19 – из Алтайского края, здесь он явный лидер. 4 положительных заключения получили коллеги из Новосибирской области и по одному заключению – Иркутская область и Республика Хакасия.
Правда, возникают сложности с дальнейшим финансированием одобренных экспертизой дополнительных затрат (потому что требуются изменения адресных инвестиционных программ разных уровней), но, тем не менее, инструмент заработал».
Антон Глушков подчеркнул, что при возникновении трудностей при подтверждении достоверности увеличения сметной стоимости госконтрактов Национальное объединение готово оказать специалистам из регионов необходимую консультативную поддержку.
Отдельно президент НОСТРОЙ остановился на проблеме корректировки стоимости контрактов, заключаемых на основании постановления Правительства РФ от 1 июля 2016 года № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме…».
Теоретически, возможность такой корректировки (с увеличением цены контракта до 25%) появилась с выходом постановления Правительства от 30 сентября 2021 года № 1667 «Об особенностях применения Положения о привлечении… подрядных организаций для… выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме». Но по факту ни один контракт в России по данному постановлению «пересчитать» в пользу подрядчиков так и не удалось. Причина – в неоднородности «ценообразовательной политики» у региональных фондов капитального ремонта, не позволяющей быстро создать единую методику для пересчета стоимости, подобную утвержденной упомянутым приказом Минстроя РФ от 21 июля 2021 года № 500-р.
Между тем, срок действия постановления № 1667 до обидного краток, он истекает 1 января 2022 года. НОСТРОЙ выступил с инициативой продлить действие данного документа до 1 января 2023 года; а чтобы он реально заработал в регионах, Национальное объединение приняло решение о разработке типового порядка подготовки соответствующих методических документов на уровне субъектов федерации.
Позитивный опыт Сибири
Большая работа уже проделана в сфере реформы ценообразования, отметил Антон Глушков; в частности, существенные результаты достигнуты в Сибирском федеральном округе.
«Часть субъектов Сибирского федерального округа еще работает по общему индексу, часть уже перешла на индексы по статьям затрат, часть (например, Красноярский край) перейдет на индексацию по статьям затрат в IV квартале 2021 года; хотелось бы отметить в этом плане очень оперативную работу Главгосэкспертизы. На моей практике еще такого не было, чтобы корректирующий индекс на квартал был готов до истечения этого квартала, – рассказал президент НОСТРОЙ. – Так, в Омской области и Республике Хакасия индексы IV квартала 2021 уже вышли, в ближайшее время разработанные Главгосэкспертизой индексы, надеюсь, будут утверждены Минстроем и для остальных сибирских регионов».
Также Антон Глушков отметил позитивный опыт по повышению нормативной зарплаты рабочих первого разряда; в Сибири наибольшие успехи на этом поприще достигнуты в Кемеровской и Новосибирской областях.
Президент НОСТРОЙ напомнил, что уже 2022 год должен стать годом перехода строительной отрасли с базисно-индексного на ресурсный метод ценообразования, основу которого должна составить актуальная база стоимости строительных ресурсов – Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве. Между тем, уровень наполняемости данной системы остается крайне низким. В Сибирском федеральном округе показатели по наполнению ФГИС ЦС составляют: Новосибирская область – 12%, Томская область – 8%, Омская область – 7%, Алтайский край – 7%, Красноярский край – 6%, Иркутская область – 3%, Республика Алтай – 2%, Кемеровская область – 2%, Республика Хакасия - 1%, Республика Тыва – 0%.
Антон Глушков призвал коллег всеми способами ускорить сбор информации об актуальных расценках от поставщиков ресурсов. Также он сообщил, что НОСТРОЙ предоставит в помощь регионам всю имеющуюся у него по этой теме информацию – в частности, таблицы поставщиков, отобранных по ОКВЭД – но эту информацию нужно будет проверить, поскольку она носит во многом формализованный характер.
Нормативная цена становится выше
Еще одна важная работа в сфере ценообразования – пересмотр нормативных цен для выкупа жилья за средства бюджета в социальных целях. По информации Антона Глушкова, НОСТРОЙ на основе проведенного мониторинга усовершенствовал методику расчета этих цен, в результате чего появилась возможность формировать средневзвешенную стоимость квадратного метра, учитывающую фактические показатели стоимости жилья на первичном и вторичном рынке.
Использование данной методики позволит в среднем по России увеличить нормативную цену квадратного метра на 31,7%, в среднем по Сибири – на 26%. Методика представлена в Минстрой РФ, который на ее основе подготовил проект приказа «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2022 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на I квартал 2022 года.
ТИМ: учиться, учиться и учиться
Серьезным вызовом для проектно-строительной отрасли Антон Глушков назвал обязательное (с 1 января 2022 года) использование технологий информационного моделирования на объектах, проектируемых и строящихся за счет бюджетов разных уровней, по ФЗ-44. С точки зрения президента НОСТРОЙ, к переходу отрасль готова плохо. Для решения этой проблемы НОСТРОЙ совместно с НИУ МГСУ разработана образовательная программа повышения квалификации специалистов, работающих в сфере государственного и муниципального заказа.
«Чтобы ускорить этот процесс, НОСТРОЙ готов выделить средства для обучения муниципальных и краевых заказчиков. Уверен, это будет хорошим подспорьем как для заказчиков, так и для подрядных организаций», – подчеркнул президент НОСТРОЙ.
И еще одна системная проблема, которую упомянул в своем выступлении Антон Глушков – ограничения строительства на приаэродромных территориях, фактически останавливающие градостроительное развитие огромных территорий, где давно живут люди. Решить ее предполагается внесением ряда поправок в Градостроительный кодекс.
Диалектика КРТ: новые проекты растут из старых
Координатор НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу, вице-президент ОМОР «Российский Союз Строителей» по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко проанализировал ситуацию, сложившуюся в сфере внедрения в практику сибирского строительства нового механизма КРТ (комплексного развития территорий). По его оценке, в большинстве регионов Сибири уже принят необходимый минимум местных нормативных правовых актов, позволяющий переходить к реализации пилотных проектов КРТ. В Новосибирской области, например, на стадии рассмотрения под КРТ находится 22 площадки жилой застройки. В Иркутской области уже принято 1 решение о КРТ жилой застройки, 3 решения о КРТ по незастроенным территориям, еще 4 территории, подходящие под КРТ, находятся на рассмотрении. Как отметил Максим Федорченко, пока основная часть территорий КРТ по факту изначально под КРТ не готовилась, а была «переформатирована» из площадок, которые готовились под комплексное освоение раньше, по предыдущей законодательной базе, которую отменил федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ («закон о КРТ»).
Так или иначе, сейчас важно отработать схему КРТ, чтобы она стала эффективным инструментом для достижения целей национальных проектов в сфере жилищного строительства, уверен Максим Федорченко. В этом направлении работает и Комитет Российского Союза строителей по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий. В настоящее время на сайте Комитета в обобщенном виде собраны нормативные правовые акты по КРТ регионального уровня, чтобы субъекты федерации могли координировать свое нормотворчество с аналогичной работой коллег.
Проблем и вопросов на пути внедрения КРТ немало. Много неясностей в сфере финансовой поддержки в виде выделения средств на подготовку территории, субсидирования расселения ветхих и аварийных домов; большие проблемы создают правовые коллизии имущественного характера, невозможность включения в территорию КРТ объектов ИЖС. Отдельную группу проблем для КРТ создают зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), зоны объектов культурного наследия, приаэродромные территории и т. п.
Для выявления и практического преодоления всех вопросов и недоработок, связанных с освоением схемы КРТ, Минстрою России предложено выбрать и сопровождать «в ручном режиме» пять пилотных проектов КРТ повышенной сложности.
Максим Федорченко также коснулся важных тем роста цен на материалы и корректировки цен государственных и муниципальных контрактов, наполнения ФГИС ЦС, капремонта МКД, рассказал о трудностях замещения аварийного жилья, о ситуации с ограничениями строительства на приаэродромных территориях в разных регионах СФО. Он призвал для решения насущных вопросов отрасли объединить усилия органов власти, СРО, союзов строителей всех уровней. «Нет проблем, которые бы мы не решили сообща», - подчеркнул Максим Федорченко.
С докладом «О формировании драйверов развития строительной отрасли Иркутской области» выступил министр строительства Иркутской области Павел Писарев. Он рассказал о крупных инвестиционных проектах, реализуемых на территории региона, о создании доступного жилья для работников промышленных предприятий, о механизмах поддержки, оказываемой крупным и перспективным проектам правительством Иркутской области.
Проектное финансирование предложено усовершенствовать
С текущей ситуацией на рынке жилищного строительства в Сибирском федеральном округе участников и гостей конференции ознакомил вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз. С его точки зрения, вызывает беспокойство тенденция к сокращению объемов строящегося жилья (преимущественно это касается многоквартирных домов, индивидуальное строительство отследить трудно). Касаясь ситуации с проектным финансированием, он отметил, что к настоящему времени основная часть МКД (почти 75%) в СФО возводится с использованием проектного банковского финансирования.
Антон Мороз озвучил предложения НОСТРОЙ по совершенствованию института проектного финансирования. Среди них – предложения по корректировке Положения Банка России 590-п (снижение размера собственного участия застройщиков до 5%, исключение требования о 100-процентной оплате земельных участков и т. п.), предложения по снижению стоимости проектного финансирования, по досрочному раскрытию счетов эскроу. Вице-президент НОСТРОЙ обозначил предложения по совершенствованию программы субсидирования низкомаржинальных проектов посредством внесения изменений в постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 629, таких, как: увеличение предельной стоимости проектов жилищного строительства, распространение действия программы на все субъекты РФ и т.п. Озвучил предложения для развития сегмента ИЖС – такие, как: ориентация программы «Стимул» на социальную инфраструктуру для ИЖС, ориентация инфраструктурных облигаций на сети для ИЖС, и др.
Также Антон Мороз обнародовал предложения по совершенствованию правового регулирования КРТ. Эти предложения озвучивались уже не раз, но пока им не дали хода – повторим. Среди них – прямое закрепление обязанности органа местного самоуправления (ОМСУ) по внесению изменений в ПЗЗ (и генплан) в связи с утверждением проекта планировки территории КРТ; закрепление обязанности ОМСУ проводить обследование территории для установления соответствия объектов требованиям ГрК РФ; введение обязанности согласования решений о КРТ субъекта РФ с ОМСУ. Еще одно важно предложение – законодательно обеспечить возможность включения в КРТ жилой застройки с ИЖС независимо от наличия на таких территориях многоквартирных домов, установив при этом возможность получения согласия (на расселение) собственников ветхих и аварийных объектов ИЖС и блокированных домов (по аналогии с МКД).
«Сделаем Сибирь эталонной площадкой»
На одной из главных задач - развитии кадрового потенциала строительной отрасли – сделал акцент вице-президент Российского Союза строителей Николай Глушков. Он подчеркнул, что в Сибири есть все необходимое, чтобы укрепить кадровую основу отрасли. Решать эту задачу следует совместно отраслевым объединениям профессионалов, органам власти - с опорой на опыт и возможности действующих учебных заведений.
Николай Глушков высказал убежденность, что сегодня строительная отрасль, как никогда остро, нуждается в поднятии и укреплении своего авторитета в обществе, в возрождении той важной роли, которую строительство всегда играло в экономике государства. Николай Глушков предложил восстановить систему адресной подготовки кадров для предприятий стройотрасли. В связи с готовящимся принятием закона об обязательной независимой оценке квалификаций он также предложил провести активную подготовку к работе по независимой оценке квалификаций в СФО – с тем, чтобы Сибирь стала эталонной площадкой в стране по освоению данного вида деятельности. Предложил провести работу по повышению социального престижа работников строительной сферы – задействовав силы ветеранов отрасли, органов власти, СРО, профессиональных общественных объединений.
Требуется единое понятие «информационной модели»
О ситуации в сфере перехода на технологии информационного моделирования (ТИМ) подробнее рассказал координатор по Сибирскому федеральному округу Национального объединения изыскателей и проектировщиков Александр Панов. По его оценке, наиболее высокая (примерно 50-процентная) техническая готовность к переходу на ТИМ сегодня отмечается у проектировщиков и изыскателей, но и они за оставшиеся до 1 января 2022 года дни в необходимой мере освоить ТИМ на бюджетных проектах не успеют.
«Дорожная карта (по переходу на ТИМ) – это хорошо, но было бы лучше, если б она появилась месяца на четыре раньше», - отметил Александр Панов. С его точки зрения, большой проблемой является то, что заказчики вообще не чувствуют необходимости перехода на технологии информационного моделирования.
Александр Панов предложил выработать и юридически зафиксировать единое понятие «Информационная модель» (пока, по подсчетам А. Панова, в действующих нормативных актах насчитывается минимум три разных и при этом равноправных определения «информационной модели»).
Координатор НОПРИЗ в СФО также полагает, что сегодня важно определить, кто и на каких условиях должен наполнять электронные классификаторы, на основе которых создаются и поддерживаются инфомодели, определить законодательно, кто и на каких условиях будет хранить информационные модели, а также оказать возможную поддержку образовательным учреждениям для активизации работы по подготовке кадров.
Тему ТИМ развил представитель проектного офиса цифровой трансформации в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве при Минстрое России на базе Федерального автономного учреждения «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» Вадим Степанов. Он подчеркнул, что переход на ТИМ может быть эффективным только в контексте комплексной цифровизации проектно-строительной сферы, перевода всей бумажной документации в машиночитаемые форматы и полноценного освоения безбумажного документооборота. Вадим Степанов напомнил о необходимости создания наполненной и прозрачной, единой цифровой информационной среды в сфере проектирования и градостроительства. Она позволит застройщикам быстро и без лишних запросов ориентироваться в нюансах нормативно-правовых условий строительства в конкретных регионах, районах, на конкретных площадках, а власти – оперативно «давать обратную связь» по возникающим индивидуальным вопросам. «Срок прохождения административных процедур должен сократиться на 25 процентов», - уточнил спикер.
Вадим Степанов описал, какие позитивные эффекты даст внедрение ТИМ в сферу градостроительства и развития территорий, в сферу архитектурного проектирования и строительства, напомнил об основных нормативно-правовых документах, регламентирующих применение ТИМ.
Строительной индустрии нужны поддержка и контроль
По вопросу развития строительной индустрии в Сибирском федеральном округе выступил президент Союза строителей Хакасии Михаил Борисов.
Он указал на высокую степень изношенности основных фондов предприятий строительной индустрии, создававшихся, в большинстве, в 60-х, 70-х и 80-х годах прошлого века; при этом текущие доходы предприятий не позволяют профинансировать полноценную модернизацию.
Михаил Борисов для решения данной проблемы призвал сибирские регионы активнее участвовать в федеральных бюджетных программах поддержки Минпромторга РФ, позволяющих привлечь государственные субсидии на модернизацию отрасли в пропорции 80/20 процентов, где 80% - федеральная часть. «А то начнется строительство новых городов в Сибири, о котором говорил Сергей Кужегетович Шойгу, а у нас стройиндустрия не готова», - предупредил Михаил Борисов.
По его мнению, серьезной проблемой сегодня становится практически полное отсутствие инструментов для контроля качества продукции предприятий строительной индустрии (последние имевшиеся инструменты недавно «отрубила» регуляторная гильотина). По факту получается: за качеством материалов не следит никто – ни Госстройнадзор, ни Росстандарт, ни другие структуры, сертификация тоже не всегда оказывается эффективной; последний рубеж – входной контроль на стройках.
Докладчик предположил, что определенную роль в исправлении этой ситуации могли бы сыграть СРО. «Я преследую такую авантюрную мысль, чтобы саморегулируемым организациям каким-то образом взять промышленность стройматериалов под свой контроль», - сказал Михаил Борисов.
Эту идею отчасти поддержали коллеги, но с оговорками; были озвучены варианты подвести стройиндустрию под «общее крыло» СРО, союзов промышленников и строителей, а также вариант создания отдельного объединения СРО предприятий промышленности стройматериалов. Участники совещания сошлись в одном: контроль над производством строительных материалов и изделий необходимо возродить и обеспечить на должном уровне. В любом случае, для этого потребуется корректировка законодательства (о системе СРО – если за контроль берется СРО, о государственном строительном надзоре – если соответствующие полномочия возникают у Госстройнадзора, и т. п.).
Максим Федорченко добавил, что в этом контексте полезно было бы предложить перевести строительную индустрию в ведение Минстроя. Пока остается очевидной коллизия: за контрольные показатели выполнения строительных национальных проектов отвечает Минстрой, а промышленная база их выполнения находится в руках Минпромторга РФ.
О производстве стройматериалов в Иркутской области рассказал заместитель министра строительства Иркутской области Александр Галкин.
По его сведениям, сегодня в регионе действует 225 предприятий стройиндустрии. Они закрывают базовую часть потребности строительной отрасли региона в основных материалах: цементе, пиломатериалах, товарном бетоне, автоклавном газобетоне, минераловатном утеплителе и т. д. Поставки материалов, по словам Александра Галкина, планируются на долгосрочный период, с учетом реализации крупных проектов. Александр Галкин подчеркнул, что предприятия строительной индустрии получают системную поддержку на региональном уровне.
Подробнее о мерах поддержки производителей строительных материалов в Иркутской области рассказала заместитель министра экономического развития и промышленности Иркутской области Анна Иванова.
Она, в частности, сообщила, что в Иркутской области для предприятий промышленности предусмотрены льготы по налогу на прибыль, на имущество, отдельно – льготы для производителей на упрощенной системе налогообложения. Постановлением Правительства Иркутской области от 27 июля 2021 года № 505-пп предусматриваются субсидии из областного бюджета в целях возмещения промышленным предприятиям затрат на реализацию инвестиционных проектов. Согласно постановлению, субсидии могут быть направлены на приобретение нового оборудования, уплату первого взноса (аванса) при заключении договоров лизинга оборудования с российскими лизинговыми компаниями, на оплату подключения к сетям коммунальной инфраструктуры.
Кроме того, действующие в области институты развития бизнеса позволяют привлекать заемное финансирование от 50 до 300 млн рублей под 1% годовых предприятиям – участникам национального проекта «Производительность труда», компенсировать затраты на уплату процентов по кредитам в сумме до 1 млн рублей в рамках региональных проектов импортозамещения, и т. п.
Комментируя выступление Анны Ивановой, Максим Федорченко предложил выступить с инициативой о дифференциации государственной поддержки предприятиям строительной индустрии в зависимости от того, насколько активно они передают информацию о своей продукции во ФГИС ЦС. Говоря конкретней: кто саботирует наполнение ФГИС ЦС, тот не может претендовать на получение поддержки из бюджета. Максима Федорченко поддержал начальник Департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ Павел Малахов.
О проектах комплексного развития территорий в Иркутской области сообщил министр строительства Иркутской области Павел Писарев.
По его информации, к настоящему времени в Иркутской области в полной мере принята вся региональная нормативная база, необходимая для реализации проектов КРТ. Идет предварительная проработка для целей КРТ 14 перспективных площадок (как застроенных, так незастроенных), суммарный потенциал строительства по которым достигает 4 млн квадратных метров жилья. Решения о КРТ, возможно, будут приняты не по всем, но большую часть удастся вовлечь в работу по новой перспективной схеме развития.
Почему не нужно бояться крупных московских застройщиков
Опыт работы компании ПАО «ПИК-специализированный застройщик» в сфере комплексного развития территорий в субъектах РФ» описал директор Дивизиона «СИБИРЬ» ПАО «ПИК - специализированный застройщик» Гасан Архулаев. Он остановился на возможностях, которые открываются перед теми регионами, куда заходит со своими строительными проектами группа «ПИК». По его мнению, не нужно бояться, что «варяги» из крупной столичной компании приедут и заберут весь строительный рынок себе. Гасан Архулаев заверил: с приходом ГК «ПИК» появляется много работы у местных подрядчиков, увеличивается местная налогооблагаемая база, а регион в целом получает комплексный, всесторонне проработанный проект развития. По оценке Гасана Архулаева, «ПИК» несет в регионы со своими проектами передовую архитектурную мысль от ведущих европейских зодчих, при необходимости прорабатывая градостроительное планирование и за пределами своего участка (например, в части совершенствования транспортной схемы, и т. п.).
Муниципалитеты нуждаются в едином техническом заказчике
О привлечении регионального заказчика при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства в качестве технического заказчика при условии финансирования из муниципального бюджета рассказал министр строительства Красноярского края Михаил Рабушко. Он обозначил важную проблему, характерную для значительной части небольших муниципальных образований и Сибири, и России в целом: это низкая квалификация представителей муниципальных заказчиков. Она провоцирует низкое качество подготовки земельных участков, ошибки при разработке технических заданий, при формировании начальной максимальной цены контракта, при приемке работ у подрядчиков и т. д.
Для решения этой проблемы в Красноярском крае создали службу Единого технического заказчика на базе регионального Управления капитального строительства. Как сообщил Михаил Рабушко, к настоящему времени единый заказчик контролирует примерно 60 процентов работ по государственному и муниципальному заказу в регионе, а к концу 2022 года эту долю планируется увеличить до 80 процентов.
По информации Михаила Рабушко, в службе единого технического заказчика собраны высококвалифицированные специалисты, которые обеспечивают должный уровень работы, соответствующий современным требованиям. Так, более 60 процентов документооборота переведено на электронный формат, ведется работа по внедрению технологий информационного моделирования; за счет укрупнения лотов стали более рациональны и эффективны конкурсные процедуры. В перспективе – создание подразделений Службы единого технического заказчика в муниципальных образованиях края.
«Чтобы успешно работать по такой схеме, и в целом, полноценно переходить на электронный документооборот, важно располагать оцифрованными документами в типовом, стандартизованном виде», - подчеркнул Михаил Борисов.
Его поддержал исполнительный директор Союза «Строители Хакасии» Владимир Окишев, добавив, что для тиражирования данного опыта, скорее всего, понадобится внесение определенных изменений в законодательство. «Сегодня в основе деятельности муниципальных образований по-прежнему лежит Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления…», - напомнил Владимир Окишев. А согласно этому закону, субъект федерации не может выступать заказчиком по муниципальным объектам. «Чтобы схема стала легитимной, надо внести изменения в Градкодекс, в Бюджетный кодекс, в 44-ФЗ, другие законы, чтобы работа единого заказчика (от лица регионального Минстроя) стала легитимной на территории муниципалитетов», - подчеркнул глава Союза «Строители Хакасии».
Некоторые участники конференции усомнились в необходимости столь радикальной корректировки законодательства.
«Речь идет только о выполнении функций технического заказчика, без передачи денежных средств, никакого движения и контроля денег в рамках данного договора не осуществляется», -уточнил Михаил Рабушко.
По мнению Павла Писарева, к работе по организации единого технического заказчика надо подходить дифференцированно: там, где муниципальный заказчик работает грамотно и эффективно, нет смысла ломать действующие схемы.
Записал А. Русинов