
Состоялось итоговое совещание Департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска
7 февраля президент АСОНО, вице-президент Российского Союза строителей, координатор НОСТРОЙ и НОПРИЗ в Сибирском федеральном округе Максим Федорченко выступил с докладом на совещании по итогам работы Департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска в 2024 году и определению основных задач на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
В мероприятии приняли участие мэр Новосибирска Максим Кудрявцев, заместитель губернатора Новосибирской области Роман Теленчинов, депутаты Законодательного собрания Новосибирской области и Совета депутатов города Новосибирска, руководители структурных подразделений мэрии города Новосибирска, а также финансовых, строительных, проектных и ресурсоснабжающих организаций.
В ходе совещания об итогах 2024 года в сфере строительства, архитектуры и жилищной политики, а также задачах на 2025 год рассказал заместитель мэра – начальник департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска Евгений Улитко. Об объёмах ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства в 2024 году доложила начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска Ирина Бокова.
Результаты работы строителей в минувшем году высоко оценил Максим Кудрявцев.
«Строительная отрасль – одна из важнейших в городе. Она задаёт темп экономического развития и формирует архитектурный облик Новосибирска. Можно уверенно сказать, что департамент строительства и архитектуры мэрии в 2024 году справился с поставленными задачами. Введено более 1,5 млн кв. метров жилья – цифра очень достойная. Уже на протяжении целого ряда лет мы держим этот показатель на уровне более миллиона, и на 2025 год планируем ввести 1,3 млн кв. метров жилых площадей. Продолжаем заниматься работой по программе комплексного развития территорий, вводим социальные объекты. Занимаемся программой переселения из ветхого и аварийного жилья, рассчитываем на федеральную поддержку, но при этом используем все имеющиеся механизмы», – отметил мэр Новосибирска.
Глава города подчеркнул, что благодаря взаимодействию с застройщиками удаётся восполнять нехватку социальных объектов. В 2024 году на внебюджетные средства было построено два детских сада, которые были переданы застройщиками муниципалитету для последующего содержания.
Максим Федорченко остановился на актуальных вопросах и нововведениях в сфере комплексного развития территорий. Он напомнил о недавно принятом федеральном законе от 26 декабря 2024 г. № 486-ФЗ, который ввел ряд важных изменений в регламентацию механизма КРТ, в том числе – изменения, ранее инициированные деловой строительной общественностью Сибирского федерального округа.
Первая важная новелла касается установления обязанности по строительству объектов инфраструктуры – теперь это строительство должно обеспечивать лицо, которое заключило договор о КРТ. «В ходе работы над законом из него выпала строка о том, что строительство таких объектов может осуществляться за счет собственных средств (застройщика), или за счет средств бюджета, - отметил Максим Федорченко. - А это значит, что теперь на практике может возникнуть вопрос: если нет прямой нормы, то можно ли использовать бюджетные средства на строительство инфраструктурных объектов, или их можно только выкупать за счет бюджетных средств?». Также, по оценке вице-президента Российского Союза строителей, сохраняется «белое пятно» в части определения конкретных видов объектов социальной инфраструктуры, ввод которых обязаны обеспечивать застройщики. «На мой взгляд, это должны быть только ключевые, самые необходимые объекты, которые больше всего нужны новоселам, а именно детские сады и школы», - подчеркнул Максим Федорченко.
«В связи с упомянутой выше новеллой обретает особую значимость вопрос расчета обеспеченности каждой конкретной территории социальными объектами, с учетом их прогнозной заполняемости», – указал президент АСОНО. Ведь реализация проектов КРТ растягивается на 4, 5 и более лет, и в годы «демографических провалов» есть риск получить пустующие новые школы и детсады, на строительство и эксплуатацию которых будут зря уходить деньги. «Необходимо провести комплексную оценку обеспеченности социальными объектами с учетом прогноза демографической ситуации в целях уточнения расчетов загруженности таких объектов и выработки предложений по оптимизации нормативов градостроительного проектирования», - подчеркнул Максим Федорченко.
Кроме того, полезно будет проанализировать законодательство и опыт других регионов – с целью формирования реального, понятного правового механизма участия застройщиков в создании объектов социальной инфраструктуры.
Максим Федорченко напомнил о недавно озвученном на собрании профессионального делового сообщества строителей Новосибирской области предложении о создании экспертной ассоциации девелоперов, которая возьмется за упомянутую работу; предложение одобрил губернатор Андрей Травников, началась его реализация. Максим Федорченко призвал руководство Минстроя Новосибирской области и Департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска поддержать ведущуюся работу.
В итоге на рынке должны остаться только девелоперы, способные реализовывать крупные и долгосрочные проекты комплексного развития, вовремя обеспечивая жилую застройку всей необходимой социальной инфраструктурой.
Вторая законодательная новелла, на которой также остановился Максим Федорченко, касается реализации проектов КРТ на территориях, занятых объектами ИЖС и домами блокированной застройки – такие возможности теперь появились, они тоже прописаны в 486-ФЗ. Следующим шагом законодателей, с точки зрения Максима Федорченко, должно стать предоставление права собственникам домов ИЖС, находящихся в нормальном (не аварийном) техническом состоянии, выступать с инициативой о включении в проекты комплексного развития территорий по аналогии с правом, которое уже есть у собственников в многоквартирных жилых домах.
Касаясь аспекта КРТ малоэтажной и низкоплотной застройки, Максим Федорченко указал, что такой застройки мало и в городе Новосибирске, и в Новосибирской агломерации. Одна из главных причин низкого уровня развития – в специфике инфраструктурной нагрузки на жилищные проекты такого типа. «Следует сказать, что в себестоимости ИЖС инфраструктура – это в принципе важнейший фактор, важнейшая составляющая; доля затрат на инфраструктуру в себестоимости квадратного метра здесь может достигать 50 процентов, - отметил президент АСОНО. - И поэтому в ИЖС нельзя применять те же нормативы градостроительного проектирования, которые действуют для многоквартирных домов. Здесь должны действовать другие нормативы, разработанные с учетом видов и функций именно малоэтажной застройки. Например, отдельно по объектам, предназначенным для временного или сезонного проживания, отдельно – по объектам для постоянного проживания, по пригородным поселкам, и т.д. На каждый из видов малоэтажной застройки должен рассчитываться свой определенный объем инфраструктуры – как в части обеспеченности, так и в части территориальной доступности». По мнению Максима Федорченко, описанный подход приемлем и при работе с площадками деградирующего ИЖС на территории крупных городов – в тех случаях, когда жители расселяемых объектов ИЖС желают переехать не в многоквартирные здания, а в новые собственные дома