В рамках окружной конференции НОСТРОЙ в СФО состоялся круглый стол «Контроль за исполнением контрактов и формирование квалификационных требований к подрядным организациям»
16 августа в рамках программы мероприятий Окружной конференции членов Ассоциации «Национальное объединение строителей» Сибирского федерального округа в Республике Алтай состоялся круглый стол «Контроль за исполнением контрактов и формирование квалификационных требований к подрядным организациям».
В ходе круглом столе приняли участие: Виктор Прядеин – исполнительный директор НОСТРОЙ, Наталья Желанова - заместитель исполнительного директора НОСТРОЙ, Зинаида Герасимович - генеральный директор Ассоциации СРО «Алтайские строители», Юрий Десятков - координатор НОСТРОЙ по Уральскому федеральному округу, Александр Домбровский - генеральный директор Ассоциация РООР «Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона», Валерий Карпов - директор Департамента информационных технологий и анализа данных НОСТРОЙ, Александр Мешалов - член Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ, Альбина Газизуллина – соавтор проекта «Проверенный бизнес».
Модератором выступил координатор НОСТРОЙ в Сибирском федеральном округе Максим Федорченко.
Максим Федорченко во вступительном слове подчеркнул большую важность заявленной темы. Роль системы саморегулирования в строительной деятельности растет, а контроль исполнения контрактов и формирование квалификационных требований к подрядчикам являются существенной функцией СРО. Вывести эту работу на новый уровень призвано, среди прочего, рейтингование строительных компаний. Максим Федорченко предложил, среди прочего, обсудить подходы к рейтингованию, учитывая, что оно может стать решающим фактором при выборе подрядных компаний на крупные и важные контракты.
КОНТРОЛИРУЙ ТО, НЕ СКАЖУ ЧТО
Зинаида Герасимович рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются саморегулируемые организации в ходе контроля исполнения контрактов входящими в их состав подрядными компаниями.
Она напомнила: если член СРО сам не предоставляет полную информацию о выполняемых им контрактах в саморегулируемую организацию (предмет контракта, сроки, сумма и т. д.), специалисты СРО обращаются за недостающими сведениями в Реестр подрядных договоров Единой информационной системы в сфере закупок. Но проблема в том, что исчерпывающую информацию зачастую невозможно получить и здесь: сведения открываются полностью только при входе в систему через личный кабинет исполнителя договора. «Для качественного контроля исполнения контрактов необходимо обеспечить для СРО полноценный доступ к сведениям из Реестра договоров», - считает Зинаида Герасимович. Кроме того, нужно исправить недоработки в самой схеме размещения информации в Единой системе, затрудняющие контроль исполнения контрактов (таких досадных «мелочей» много; например, зачастую система «не видит» разницы между сроком действия договора и сроком выполнения работ в рамках договора, в системе теряется юридически значимая информация о расторжении контракта, суммы исполненных контрактов не совпадают с суммами, указанными в формах приемки КС-2 и КС-3, и т. п.). А информация о договорах, заключенных в рамках 223-ФЗ от 18.07.2011, вообще практически недоступна для СРО. «Аналогичная ситуация и с подрядчиками, которые заключили контракты в рамках закрытых аукционов, связанных с государственной тайной – такие контракты практически никогда не размещаются открыто в Единой системе», - добавила Зинаида Герасимович.
Генеральный директор «Алтайских строителей» сообщила, что для решения этих проблем было принято обращение в Федеральное казначейство (оператор Реестра договоров), в Правительство Алтайского края. Обращение инициирует совершенствование Единой информационной системы и призывает обязать все компании, размещающие информацию в системе, делать это «без пробелов», в строгом соответствии с требованиями законодательства.
ЧЕРЕЗ СТАНДАРТИЗАЦИЮ И ЦЕНТРАЛИЗАЦИЮ – К ЦИФРОВИЗАЦИИ
Александр Домбровский подчеркнул: контроль исполнения контрактов является ключевой функцией СРО, напрямую связанной с обеспечением надежности и безопасности возводимых объектов. При этом, в отличие от Госстройнадзора, Ростехнадзора и других государственных контрольно-надзорных органов, саморегулируемым организациям приходится осуществлять свою контрольную деятельность по исполнению государственных и муниципальных контрактов в условиях отсутствия единого регламента такой деятельности: по сути, каждая СРО решает эту задачу по-своему.
Александр Домбровский коротко описал, как обеспечивается контрольная деятельность в возглавляемой им «Саморегулируемой организации строителей Байкальского региона». По его словам, данная работа ведется через личные кабинеты членов СРО на сайте объединения, с максимальным использованием безбумажного, электронного документооборота.
«Система работает, но на полную мощность мы ее развернуть не можем», - сообщил Александр Домбровский. Среди причин такого положения дел - отсутствие требования о применении типовых форм графика производства работ, некачественное составление таких графиков представителями заказчика. Качественному и своевременному исполнению контрактов мешают до сих пор действующие критерии выбора подрядчиков, практически не учитывающие наличие у претендента соответствующей квалификации, реальных технологических возможностей, опыта аналогичной работы и т. д., а также сохраняющиеся проблемы при формировании цены контракта.
«Цена контракта должна определяться не по стадии «П» проектной документации, а по рабочей документации», - убежден Александр Домбровский. Немало проблем, мешающих подрядчикам качественно выполнять свои обязательства, создается при возведении объектов «под выкуп», которые строительные компании вынуждены подолгу содержать и после окончания работ, на стадии эксплуатации, пока принимающей стороне не будет передано последнее помещение – при этом расходов на содержание объекта строителям никто не компенсирует.
«Значительная часть проблем строительной отрасли, в том числе проблема эффективного контроля исполнения контрактов, может быть решена за счет применения цифровых технологий, но надо понимать: их массовое внедрение требует централизованной стандартизации всей связанной со строительством документации, всего документооборота, - подчеркнул Александр Домбровский. – То, что СРО сейчас сделать на этой ниве сами по себе, по отдельности, потом рискует остаться невостребованным. А централизованная работа в нашем с вами переходе на цифру, в создании системы личных кабинетов и тому подобного (организованный, допустим, на базе НОСТРОЙ) – еще и позволила бы значительно сократить расходы каждой отдельной СРО».
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ УХОДИТ В ЭЛЕКТРОННУЮ ФОРМУ
Тему цифровизации развил Юрий Десятков, остановившись в своем докладе на цифровой исполнительной документации как источнике достоверной информации об исполнении контракта. «Мы сегодня совместно с Национальным объединением строителей завершаем «нулевую стадию» чтения (проекта) нашего нового стандарта по организации цифровизации исполнительной документации, – рассказал Юрий Десятков. – И в ближайшие дни мы уже сможем выставить на всеобщее обозрение этот ГОСТ Р». Цифровизация исполнительной документации позволит связать в единые понятные и прозрачные кластеры информацию об исполнителях работ – юридических лицах, о физических лицах из Национального реестра специалистов, об исполнении контрактов. По словам координатора НОСТРОЙ в Уральском ФО, практически готово необходимое программное обеспечение.
Первой «прорваться» сквозь до сих пор действующее требование об обязательном «бумажном» ведении общих журналов работ и т. п. и перейти на полный электронный оборот исполнительной документации готовится Москва; предусмотрено, что необходимое резервное копирование информации при необходимости может взять на себя НОСТРОЙ. «Мечта становится явью», - охарактеризовал стадию цифровизации Юрий Десятков.
Комментируя выступления Александр Домбровского и Юрия Десяткова, Максим Федорченко отметил, что в рамках работы Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ буду собраны и обобщены лучшие практики в сфере цифровизации, а также, на основе аккумулированного опыта, подготовлены определенные типовые формы цифровой документации, которые будут рекомендованы для применения всем СРО, входящим в НОСТРОЙ.
НОВЫЙ СЕРВИС ОТ НОСТРОЙ
Валерий Карпов, руководитель Департамента информационных технологий и анализа данных НОСТРОЙ, рассказал о новых функциональных возможностях сервиса ОДО Нострой.ру. Так, появилась возможность получения информации в сфере закупок, добавлена возможность получения информации о штрафах подрядчика – для большего удобства она предоставляется в сжатом виде и выведена в отдельный отчет, выполнено разделение контрактов в системе по строительным разделам ОКВЭД, сформирован большой аналитический раздел. Такая аналитика, по оценке Валерия Карпова, позволяет оперативно и своевременно проводить оценку рисков невыполнения контрактов и обязательств.
Благодаря новому сервису специалисты контрольных отделов СРО могут очень быстро выяснить степень надежности подрядной компании на основании актуальных сведений о неисполненных и расторгнутых контрактах, о наложенных на компанию штрафах, неустойках и т. п. Соответственно, чем больше компания накопила санкций – тем менее надежной она является. Наполнение информацией производится из ЕИС, к которой у НОСТРОЙ имеется наиболее широкий централизованный доступ, а также информация поступает напрямую от представителей заказчиков. Кроме того, в системе представлен реестр недобросовестных поставщиков. «О включении той или иной компании в данный реестр наши саморегулируемые организации извещаются автоматическим письмом на электронную почту», - уточнил Валерий Карпов. Также по электронной почте, автоматически, система будет напоминать о наступлении любых значимых событий: истечении договорных сроков, появлении взысканий и т. п. Валерий Карпов продемонстрировал в действии интерфейс сервиса ОДО Нострой.ру: как группируются компании, как открываются карточки сведений.
ЧТО СТАНЕТ ОСНОВОЙ ДЛЯ РЕЙТИНГОВАНИЯ
О возможных инструментах рейтингования строительных организаций – в том числе, с точки зрения оценки надежности подрядчиков при исполнении контрактов – рассказала заместитель исполнительного директора НОСТРОЙ Наталья Желанова.
Она напомнила, что основной целью деятельности СРО является повышение качества и безопасности строительства. Именно качество и безопасность лежат в основе оценки исполнения контрактов, а зависят они, в свою очередь, от квалификации работников. Низкая квалификация ведет и к большому травматизму (по этому показателю строительный комплекс много лет сохраняет печальное лидерство среди остальных производственных отраслей), и к срыву обязательств по контрактам.
Взять под контроль квалификационный потенциал работников и реальные возможности подрядчиков предполагалось посредством формирования и ведения Национального реестра специалистов и Реестра компаний - членов СРО (оператор реестров – НОСТРОЙ). К сожалению, в полой мере эти инструменты еще не сработали; по оценке Наталья Желановой, пока что не удалось добиться синхронизации информационного наполнения двух реестров, чтобы специалисты – физические лица находились «в связке» с юридическими лицами, компаниями, где они трудятся. Кроме того, не всегда в НРС представлена по-настоящему актуальная, действующая информация о физлицах.
«Для решения проблемы планируется создание единой информационной платформы посредством синхронизации двух реестров, - сообщила Наталья Желанова. – В состав платформы планируется включить цифровой профиль подрядной организации, с указанием выполненных объектов, специализации и пр., и кадрового ресурса (информация о специалистах, их квалификации).
Упомянутая платформа, по словам Наталья Желановой, должна стать основой для рейтингования подрядных строительных фирм по трем главным признакам: финансовой устойчивости, квалификации кадров, деловой репутации. Информацию для оценки по этим признакам предполагается брать из открытых государственных источников, из обязательных отчетов компаний, а также из тех сведений, которые компании будут предоставлять на добровольной основе (для таких активных фирм предусмотрены разные формы поощрения).
«БЫЛ ПРЕЗЕНТОВАН ЛИЧНО ПУТИНУ»
Пилотный проект по рейтингованию строительных компаний предполагается запустить в Казани. Подробностями поделилась соавтор проекта Альбина Газизуллина.
Проект, на основании которого в Татарстане по договоренности с НОСТРОЙ решили первыми в нашей стране рейтинговать строительные компании, стартовал еще в 2017 году, его назвали «Проверенный бизнес». Заявленная цель – снизить бюрократическую нагрузку на бизнес и обеспечить профилактику административных правонарушений. По словам Альбины Газизуллиной, проект получил поддержку Минэкономразвития РФ, Агентства стратегических инициатив и после должной проработки был презентован Президенту РФ В. Путину.
На основе опросов предпринимателей были выявлены типовые проблемы, с которыми бизнесмены сталкиваются, взаимодействуя с управленческими структурами, контрольно-надзорными органами. С помощью экспертов, имеющих опыт работы в соответствующих структурах, составили справочники, разработали инструменты взаимодействия. Со слов соавтора проекта, сегодня проект действует во многих субъектах РФ, его используют в работе сотни бизнесменов.
Рейтингование, сформированное на основе такого проекта, должно, среди прочего, эффективно сработать при выборе подрядчиков, при оценке рисков неисполнения подрядных обязательств.
Максим Федорченко предложил коллегам по СФО внимательное отнестись к формирующемуся опыту и напомнил, что в системе Росстандарта функционирует ТК-66 (Технический комитет «Оценка опыта и деловой репутации предприятий»), наработавший значительную базу стандартизации оценки деловой репутации подрядчиков в сфере проектирования и строительства на основании утвержденных этим комитетом государственных стандартов. Новые предложения и подходы к рейтингованию строителей, которые сегодня находится в стадии подготовки, могут стать основой для актуализации таких стандартов и позволят расширить практику их применения.
ОРИЕНТИРУЙТЕСЬ НА РИСК. ВЕЗДЕ
Александр Мешалов, член Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ, сделал сообщение на тему «Актуальные практические подходы СРО к контролю за исполнением своими членами контрактов». По его оценке, в современных условиях саморегулируемой организации целесообразнее всего применять риск-ориентированный подход при контроле всех объектов, а не только особо ответственных и опасных, технически сложных. Это позволит рационально использовать ресурсы СРО, которых при ином подходе может просто не хватить (вряд ли какая-то СРО физически способна реализовать выездные проверки абсолютно на всех объектах – их слишком много, а риск-ориентированность поможет правильно выделить приоритетные площадки для натурных проверок). «Конечно, контроль следует увязывать с графиком производства работ, особое внимание уделяя этапам завершения скрытых работ», - добавил Александр Мешалов. Он посоветовал шире применять инструменты дистанционного контроля: системы постоянного видеонаблюдения, беспилотные летательные аппараты. Использование таких инструментов связано с внедрением цифровой среды, созданием единого электронного информационного пространства. По мнению Александра Мешалова, не обязательно, чтобы оно было основано на едином программном обеспечении («монополия не нужна»), - главное, чтобы все создаваемые на уровне отдельных СРО программные продукты были равноправно интегрированы в это пространство.
Александра Мешалова поддержал Максим Федорченко: по его мнению, именно такой демократичный подход позволяет системе саморегулирования постоянно развиваться, накапливая важный и разносторонний опыт, аккумулируя лучшие наработки.
ЛИДЕРОВ РЕЙТИНГА БУДУТ МЕНЬШЕ ПРОВЕРЯТЬ
В ходе последовавшей за основными докладами дискуссии генеральный директор СРО Ассоциация «Строители Хакасии» Владимир Окишев попросил уточнить, как в дальнейшем практически будет применяться рейтинг строительных организаций, чем он привлекателен для строителей. Вслед за ним в целесообразности введения рейтинга усомнился Александр Домбровский.
Наталья Желанова в ответ сообщила, что, среди прочего, компании, занимающие верхние строчки рейтинга, будут реже и менее пристально проверять контрольно-надзорные органы.
«Также предполагается предложить данный рейтинг для отбора подрядных организаций, интегрировав его в систему закупок, - дополнил Виктор Прядеин. – В итоге рейтинг, с одной стороны, станет отсекающим фактором (и тогда фирмы, которые ниже определенной строчки, к торгам не допускаются), а с другой, высокая строчка в рейтинге должна поспособствовать победе в конкурсе достойной компании».
Президент СРО «Томские строители», генеральный директор томской ГК «Карьероуправление» Екатерина Собканюк поддержала идею о том, что рейтинг должен стать инструментом отсечения от участия в конкурсе непрофессиональных, недобросовестных компаний и, в целом, напомнила о необходимости скорейшего усовершенствования ФЗ-44 о контрактной системе – направленного на выбор лучших, по-настоящему достойных подрядчиков (а не тех, кто предложил демпинговую цену).
Виктор Прядеин подчеркнул, что рейтингование строительных организаций предполагает значительную, ключевую роль строительных саморегулируемых организаций: именно СРО, в конечном итоге, станут «главным верификатором» той информации, которая ляжет в основу составления рейтинга и его постоянного динамического изменения. Он также добавил: идею рейтингования поддержала ФАС, что немаловажно.
Генеральный директор Ассоциации «Сахалинское саморегулируемое объединение строителей» Валерий Мозолевский предложил перед тем, как планировать такие нововведения, как рейтингование строительных компаний, глубже изучать международный опыт. Кроме того, по мнению Валерия Мозолевского, работу по рейтингованию компаний, по контролю исполнения обязательств по контрактам надо вести во взаимодействии с проектно-изыскательским сообществом, с Национальным объединением изыскателей и проектировщиков.
Максим Федорченко, обобщая, подчеркнул: рейтингование подрядных организаций – пока вопрос дискуссионный, многое в нем нуждается в обсуждении, конкретизации, и предложил коллегам вносить конструктивные предложения по данному вопросу. «Хотелось бы, чтобы рейтингование не стало чем-то, навязанным нам сверху, а пошло на пользу нашим подрядным компаниям, и в целом, послужило повышению качества и безопасности строительства», - резюмировал координатор НОСТРОЙ по СФО.
«НУЖНО ВЕРНУТЬ В ВУЗЫ НОРМАЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИТЕТ»
Юрий Десятков, Максим Федорченко, Александр Домбровский выступили за внедрение и расширение обучающих программ, работающих на повышение квалификации представителей заказчика (в регионах, муниципалитетах). Наталья Желанова сообщила, что подобная программа готовится в нескольких вариантах. Александр Домбровский подчеркнул: грамотный представитель заказчика должен иметь классическое образование инженера-строителя. «Нужно вернуть в вузы нормальный специалитет, бакалавры – это непонятно кто, с ними мы далеко не уедем», - пояснил свою позицию Александр Домбровский.
Зинаида Герасимович поделилась неожиданной информацией: руководители структур, выполняющих функции заказчиков по государственным контрактам, зачастую не пускают своих специалистов на упомянутые курсы повышения квалификации.
По мнению Натальи Желановой, ситуацию может спасти введение обязательности упомянутого «повышения грамотности» для представителей заказчика – и оно уже планируется на уровне Минстроя РФ.
Подготовил А. Русинов