«СИБИРСКАЯ НЕДЕЛЯ» РОССИЙСКОГО СОЮЗА

119
8 минут
«СИБИРСКАЯ НЕДЕЛЯ»  РОССИЙСКОГО СОЮЗА

С 1 по 4 февраля Новосибирск принимал гостей и участников «Сибирской строительной недели». Основные мероприятия деловой программы объединил форум «Сибирь 2030. Строим будущее», в рамках которого, среди прочего, состоялось выездное Расширенное заседание Российского союза строителей (РСС).

В КОНТЕКСТЕ ВЫСТАВКИ

Экспонентами «Сибирской строительной недели» стали около 200 компаний из России, Европы, Китая, Турции, Средней Азии, занятых в строительной сфере, производителей и поставщиков материалов и оборудования, проектные и изыскательские организации, строительные и инжиниринговые компании; число посетителей форума за 4 дня работы, по разным оценкам, составило 9 - 10 тыс. человек.
Расширенное заседание РСС прошло с участием первых лиц Минстроя РФ, Совета Федерации, Национального объединения строителей, Национального объединения изыскателей и проектировщиков, Союза Архитекторов России, Союза проектировщиков России.
Предметом обсуждения стали острые темы, общие для всего проектно-строительного комплекса: оптимизация административных процедур, совершенствование градостроительного законодательства и системы ценообразования, цифровизация строительства, проблемы подготовки кадров и роста цен на ресурсы, корректировка Стратегии развития стройтрасли до 2030 года. Также внимание уделили оценке роли саморегулирования в деловой жизни строительного сообщества.

«ТРИ КИТА» ОТРАСЛЕВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Заместитель министра строительства РФ Сергей Музыченко зачитал от имени главы федерального Минстроя Ирека Файзуллина напутственное слово участникам заседания. Ирек Файзуллин напомнил, что сегодня перед строительным сообществом стоят важные задачи по обеспечению россиян качественным доступным жильем, модернизации ЖКХ, социальной и транспортной инфраструктуры. А пути к достижению этих целей должна определить Стратегия развития стройотрасли до 2030 года, готовящаяся Минстроем России в сотрудничестве с профессиональным сообществом в лице РСС, НОСТРОЙ, НОПРИЗ. Эта работа должна быть доведена до успешного логического завершения, подчеркнул министр.
Как напомнил Сергей Музыченко, за 2021 год в стране отмечен рекордный ввод жилья: более 90 млн кв. метров, создан достаточный градостроительный задел, успешно реализовать который призвана административная, цифровая и профессиональная трансформация отрасли. Административная трансформация уже проявилась в создании, по 275-ФЗ, исчерпывающего перечня из 32 обязательных административных процедур в строительстве, прописанных в ст. 5.2 ГрК и подразумевающих (в соответствии с постановлением Правительства РФ 25.12.2021 № 2490) выполнение и сбор 989 согласований и документов. «Больше согласований и документов со строителей никто требовать не вправе», - подчеркнул Сергей Музыченко. Далее оптимизация будет продолжена, в том числе, за счет перевода административных процедур в безбумажную цифровую форму. Эта работа, в свою очередь, является частью цифровой трансформации, которая подразумевает глубокий и повсеместный переход к использованию информационного моделирования при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов.
Профессиональная трансформация призвана преодолеть дефицит рабочих и инженерно-технических кадров; в этих целях при Минстрое создается специальный центр, который будет координировать эту работу.

НА ПУТИ К ПАРАМЕТРИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ

Еще одно важное направление, на котором остановился Сергей Музыченко - реформа технического регулирования, ориентированная на стратегический переход от жесткого и избыточного «предписывающего» принципа нормирования к более гибкому и эффективному «параметрическому» принципу. «При реализации параметрического нормирования нормируется только результат, а не пути его достижения», - пояснил нововведение Сергей Музыченко. К 2024 году на параметрический принцип должна быть переведена вся обязательная нормативная база.

ПРОБЛЕМЫ С КРТ И ПАТ

Сенатор Совета Федерации от Новосибирской области Владимир Городецкий в своем выступлении указал на системные препятствия, мешающие развитию стройотрасли; среди них - сложности при реализации проектов комплексного развития территорий (КРТ) и неоправданно большие ограничения строительства, связанные с установлением приаэродромных территорий (ПАТ).
Эти же проблемы озвучил и министр строительства Новосибирской области Алексей Колмаков. По его оценке, реализации механизма КРТ мешают почти непреодолимые сложности с включением в единые площадки КРТ земельных участков с объектами ИЖС, садовыми домами и жилыми домами блокированной застройки. А при сохранении существующих противоречивых и нечетких норм установления ПАТ в одной только Новосибирской области может оказаться заблокированным строительство более 1,3 млн квадратных метров жилья со всеми объектами социальной инфраструктуры на перспективных площадках.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил, что до конца февраля запланировано большое совещание в режиме ВКС с участием представителей Минстроя РФ, НОСТРОЙ и других заинтересованных структур, где планируется всесторонне обсудить проблемы внедрения КРТ, в том числе возможности реализации проектов КРТ по инициативе правообладателя.

«ИНДЕКСЫ ИЗДАВАЛИСЬ С РЕКОРДНОЙ СКОРОСТЬЮ»,
НО ЭТОГО НЕДОСТАТОЧНО

Касаясь Стратегии развития строительной отрасли, Антон Глушков подробнее остановился на реформе ценообразования. Насущность этой реформы резко обострил взрывной рост цен строительных материалов в течение последнего года. Президент НОСТРОЙ привел яркий и характерный пример роста затрат на строительство типового детсада на 99 мест сметной стоимостью 220 млн рублей. Среднее увеличение стоимости его строительства за счет рыночного роста цен на материалы составило 12%. При расчетной норме прибыли в проекте 7% получается, что при выполнении работ по такому госбюджетному заказу подрядчик вместо прибыли получит убыток 4-5%.
Чтобы выправить ситуацию, Минстрой РФ в сотрудничестве с Главгосэкспертизой и Национальным объединением строителей взялся за работу по увеличению сметных расценок, и она принесла определенные плоды: так, средний рост индексов на материалы за 2021 г. составил 17%, причем новые индексы издавались с рекордной скоростью. Но для обеспечения нормативной прибыли подрядчиков в рамках контрактов по 44-ФЗ эта индексация оказалась недостаточной (в разных регионах – по-разному; например, Республике Алтай не хватило 10,4%, Омской области - 16%).
«2021 год стал годом перехода от общих индексов к индексам по статьям затрат», - напомнил Антон Глушков. К сожалению, не все российские регионы использовали эту возможность; из 85 российских регионов 10 новую индексацию до сих пор не освоили. В частности, в Сибири на прогрессивную индексацию так и не перешли Кемеровская и Томская области, Республика Хакасия. «Между тем, переход к индексации по статьям затрат приводит к разовому увеличению сметной стоимости на 8-15%», - указал президент НОСТРОЙ.
Антон Глушков высоко оценил предварительные результаты работы по повышению (из-за роста стоимости ресурсов) фиксированной стоимости контрактов в рамках 44-ФЗ: уже более 1000 госконтрактов успешно прошли госэкспертизу, подтвердив повышение стоимости. Правда, пока финансирование соответствующих допсоглашений к госконтрактам остается на минимальном уровне: получение дополнительных средств из бюджетов разных уровней сопряжено с немалыми трудностями.
Ситуация с аналогичным повышением стоимости контрактов по капремонту МКД (по 615-му постановлению Правительства РФ) – хуже: рекомендации для региональных фондов капремонта подготовлены, но единой методики повышения пока нет. Общественный совет при Минстрое РФ продолжает работу над этим вопросом, который продолжает обостряться: так, по итогам 10 месяцев минувшего года, плановые показатели программ капремонта МКД в Сибирском ФО были исполнены лишь на 65%.
Антон Глушков также кратко рассказал о работе над повышением нормативных расценок оплаты труда (без которого невозможно ни повысить авторитет профессии строителя, ни привлечь на стройку кадры высокой квалификации), над повышением нормативной стоимости квадратного метра жилья, предоставляемого за счет средств госбюджета нуждающимся группам населения.

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ: ОРИЕНТИР – НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Значительная часть выступлений была посвящена вопросу оценки эффективности саморегулирования.
По единодушному мнению выступавших, за 12 лет своего существования система саморегулирования уже доказала свою эффективность, успешно заменив устаревшее, содержащее высокие коррупционные риски лицензирование. Как подчеркнул президент НОПРИЗ Михаил Посохин, саморегулирование, не нуждаясь в бюджетном финансировании, выполняет компенсаторную функцию в случае причинения вреда или ненадлежащего исполнения обязательств. Кроме того, сегодня национальная система саморегулирования в проектировании и строительстве позволяет без привлечения дополнительного государственного финансирования совершенствовать сферы технического регулирования, ценообразования, внедрять цифровые технологии, способствовать подготовке и переподготовке кадров, поддерживать реализацию национальных проектов.
«Очень важно, что президент России в конце декабря все же подписал закон о независимой оценке квалификации», — отметил член Правления РСС Ефим Басин, оценив этот шаг, в том числе, как проявление доверия руководства страны к системе СРО, которая должна сыграть ключевую роль в работе по проведению этой оценки.
«Независимая оценка квалификации, которая вводится с 1 сентября 2022 года — принципиально важный шаг в развитии института саморегулирования и расширения перспектив развития профессионального сообщества», — подчеркнул Михаил Посохин.
Вице-президент РСС Анвар Шамузафаров предложил сравнить значимые показатели работы строийкомплекса в годы действия лицензирования и в более поздние годы, когда заработала система СРО. Вышло, что и по макроэкономическим, и по натуральным показателям стройкомплекс более эффективно работал (и продолжает работать) при саморегулировании. Так, за последний год лицензирования, 2008-й, в России ввели 64,1 млн кв. метров жилья, а за 2015-й год (третий год действия системы СРО) – 85,3 млн кв. метров.
Анвар Шамузафаров убежден: сегодня попытки вернуться от саморегулирования отрасли к ее государственному лицензированию равнозначны попыткам отказаться от рыночной экономики и вернуть советское прошлое. Но тогда, напомнил вице-президент РСС, львиная доля жилищного строительства финансировалась государством, а сегодня 97% жилья финансируется покупателем – частником; перевести весь этот объем «на бюджет» повлечет необходимость изыскать в нем 5-6 трлн рублей дополнительных денег, а это нереально, полагает Анвар Шамузафаров.
«Сейчас мы на всех площадках обсуждаем механизмы повышения эффективности саморегулируемых организаций – чтобы они были наиболее полезны. Возвращаясь к стратегии развития нашей отрасли, мне хочется призвать вас к активному диалогу по этому поводу, коллеги, – подчеркнул Антон Глушков. – И здесь все мы: и Союз строителей, и национальные объединения – будем обеспечивать коммуникацию между Правительством и предпринимательским сообществом. Давайте искать новые направления деятельности, которые в силу изменений в законодательстве были бы полезны бизнесу. Мы открыты для диалога. Направляйте нам свои предложения, и мы постараемся, с опорой на региональные СРО, сделать работу максимально эффективной».

Подготовил А. Русинов