НАСЛЕДНИК ШЕЛКОВОГО ПУТИ

56
5 минут
НАСЛЕДНИК ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Чуйскому тракту – 100 лет

Свое столетие отметила одна из самых красивых дорог России и мира – Чуйский тракт. 26 мая 1922 года постановлением ВЦИК РСФСР первой на Алтае колесной дороге, ведущей от Бийска до границы с Монголией, был присвоен государственный статус. В том же году в Бийске был открыт отдел государственных сооружений и принят первый план дорожно-строительных работ на Чуйском тракте.
Так было положено начало отсчета новой истории древнейшего транспортного маршрута в азиатской части России, который упоминался в китайских хрониках еще 3 тысячи лет назад как «Мунгальский тракт» – горная караванная тропа, которую считали северной веткой Великого Шелкового пути.


Сегодня Чуйский тракт – это федеральная трасса Р-256 (до 2018 года М-52) «Новосибирск – Барнаул – Горно-Алтайск – граница с Монголией». И это по-прежнему единственный путь, связывающий горные районы Алтая со всеми регионами России, а также с Монголией и Китаем.
Общая протяженность магистрали – свыше 960 км. Но 100 лет назад, на момент присвоения государственного статуса, длина Чуйского тракта достигала около 622 км, из них более 500 км проходили по высокогорной местности северного Алтая.
Начальная точка трассы находилась в Бийске. Здесь же на нулевом километре был открыт музей Чуйского тракта – первый и до сих пор единственный в мире музей, полностью посвященный одной автомобильной дороге. Здесь собраны уникальные материалы об истории Чуйского тракта, в том числе проекты его обустройства в разные периоды.


Первые картографические изображения Чуйского тракта были известны уже в XVII–XVIII вв. Но только во второй половине XIX века стали появляться первые инженерные проекты с целью проложить по Чуйской долине всесезонную колесную дорогу. Ни один из них так и не удалось реализовать из-за недостатка средств и сложных технических решений, которые требовались для прокладки дорожного полотна в горных условиях.
В 1913 году в Горный Алтай отправилась экспедиция Вячеслава Яковлевича Шишкова – инженера и писателя, автора «Угрюм-реки» и летописца новой истории Чуйского тракта. В ходе экспедиции был разработан первый в XX веке проект устройства автомобильной трассы по маршруту древней вьючной тропы через Алтайские горы.
Экспедиция Шишкова работала на Алтае два года. В 1914-м, после начала первой мировой войны, проект был свернут. Сегодня в музее Чуйского тракта хранятся подлинные карты, составленные Шишковым для различных вариантов трассы.


К идее строительства регулярной автодороги на Алтае вернулись уже в советское время. В 1924-1925 годы дорожные работы велись в горной части будущей трассы. Особое внимание уделялось строительству мостов через крупные реки. В 1922 году построили мост через Чую. В 1934-ом началось сооружение первого в мире двухкабельного висячего моста через Катунь у села Иня по проекту Сергея Афанасьевича Цаплина.
В 1935-ом появился мост через Бию, откуда раньше начинался Чуйский тракт. Кроме того, только в 1930-е годы по Чуйскому тракту – на всем протяжении от Бийска до границы с Монголией – стало возможным движение автомобилей, а не только колесных повозок. «За время строительства тракта произведено свыше 2500,0 тыс. куб. м. земляных и скальных работ, 1300 п. м мостов, 250 шт. труб, 330 км проезжей части», – сообщается в материалах Алтайской краевой научной библиотеки имени В.Я. Шишкова о проектах по созданию на Чуйском тракте современной автомобильной дороги.


В июле 1934 года для проверки надежности построенных участков капитального дорожного полотна, а также для испытания ходовых качеств новых марок автомобилей ЗИС-5 на Чуйском тракте был организован автопробег. Общее время экспериментального проезда по маршруту составило 22 часа.
С тех пор развитие Чуйского тракта продолжается практически непрерывно. Одним из последних проектов советского периода стало открытие в 1984 году пути через перевал Чике-Таман. Кстати, шоферы и жители алтайских деревень, в том числе герои книг Василия Шукшина, называли перевал Чик-атаманом. На Чуйском тракте стоит и родная деревня писателя – Сростки. Отсюда и тесные сюжетные связи с этой дорогой в шукшинской прозе. «Есть на Алтае тракт – Чуйский. Красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам. Много всякой всячины рассказывается, поется, выдумывается о нем…», – так начинается рассказ «Живет такой парень», по которому там же, на главной алтайской дороге, Шукшин снял свой первый кинофильм.


В 2013 году на Чуйском тракте в Республике Алтай было отремонтировано 70 км по технологии холодного ресайклинга, что позволило усилить основание дорожной одежды. Сегодня продолжается новый этап развития магистрали, который предполагает ее расширение до четырех полос на всем протяжении. Так, наиболее загруженный участок Чуйского тракта, который проходит по территории Алтайского края, должен стать четырехполосным уже к 2030 году. Каждый год планируют вводить в эксплуатацию около 10 км дороги.


Многие решения, в том числе в ходе самых последних проектов реконструкции федеральной трассы Р-256, принимаются с учетом замечаний и предложений экспертов Главгосэкспертизы. «Например, применение габионных конструкций позволило уменьшить расход строительных материалов и снизить транспортные расходы, а также обеспечить долговечность работы в условиях агрессивного воздействия окружающей среды», – отмечают эксперты Омского филиала Главгосэкспертизы России, авторы статьи о Чуйском тракте в спецвыпуске «Вестника государственной экспертизы». При этом перед дорожниками стоят задачи обеспечить комфортную среду для водителей и современный дизайн, не нарушая первозданный колорит и уникальную экосистему Чуйского тракта.
В 2014 году федеральная трасса «Чуйский тракт» заняла пятое место в рейтинге самых красивых дорог мира по версии журнала National Geographic. Для сравнения, в десятку самых живописных на планете были включены такие дороги, как Памирский тракт в Киргизии и Таджикистане, Далтон-Хайвей и Большой круг в США, Трансфэгэрашское шоссе в Румынии, Атлантическая дорога в Норвегии, Дорога больших ворот в Китае, Трасса 40 в Аргентине, Великая океанская дорога в Австралии. 

Пресс-служба ФАУ «Главгосэкспертиза России»