11 февраля состоялось Отчетное собрание по итогам 2021 года в сфере строительства, архитектуры и жилищной политики города Новосибирска.
В собрании приняли участие мэр Новосибирска Анатолий Локоть, вице-губернатор Новосибирской области Роман Теленчинов, исполняющий обязанности министра строительства Новосибирской области Алексей Колмаков, заместитель мэра Новосибирска, начальник Департамента строительства и архитектуры Алексей Кондратьев, заместитель председателя Совета депутатов Новосибирска Антон Тыртышный, председатель постоянной комиссии по градостроительству Совета депутатов Новосибирска Сергей Трубников, начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска Евгений Улитко, руководитель Совета Ассоциации строительных организаций Новосибирской области (АСОНО) Максим Федорченко, депутаты Законодательного собрания НСО, главы структурных подразделений мэрии Новосибирска, руководители проектных, строительных и ресурсоснабжающих организаций, работающих на территории региона.
Как сообщил в своем докладе Алексей Кондратьев, за 2021 год Новосибирск ввел в эксплуатацию 1 млн. 570 тыс. 782 кв.м жилья, что составило 119% от объема введенного жилья в 2020 году (1 323,1 тыс.кв.м.) и 138% от контрольного показателя, утвержденного губернатором Новосибирской области на 2021 год (1140,0 тыс.кв.м.). В среднем по городу количество введенных квадратных метров на одного жителя составило 0,97 кв. м, что существенно больше показателя 2020 года (0,82 кв. м). «Хотелось бы отметить, что этот показатель в 2021 году более чем в полтора раза выше среднего показателя по России – 0,64 кв. м», - добавил Евгений Улитко.
По его оценке, для достижения показателей Национального проекта «Жилье и городская среда», согласно которым к 2030 году в РФ должно вводиться в эксплуатацию не менее 120 млн. кв. м. жилья ежегодно, на территории Новосибирска общий ежегодный ввод жилья должен составлять к этому сроку не менее 1 млн. 390 тыс. кв. м.
Евгений Улитко обратил внимание, что этот перспективный план уже в минувшем году был не просто выполнен, а даже перевыполнен на 13 процентов в Новосибирске. «Осталось выйти на стабилизацию достигнутого результата, исключив резкие пульсации, - полагает Евгений Улитко. - С учетом существующего задела, о котором будет сказано отдельно, задача вполне достижимая».
По оценке главы УАСИ, эффективней всего достигать национальных целей жилищного строительства помогает крупнопанельное индустриальное домостроение. «Мы подсчитали: 11,5 квадратных метров в сутки – скорость возведения «среднего» панельного дома, 8,7 кв метров в сутки успевают «вырасти» на среднем доме с монолитным каркасом, и на 4,5 квадратных метра в сутки прирастает строящийся многоквартирный дом из кирпича», - поделился наблюдениями Евгений Улитко.
«То, что сегодня строят новосибирские строители – интересно и востребовано не только жителями нашего региона», – отметил Алексей Кондратьев.
В рамках деятельности по защите прав граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, в течение 2021 года посредством предоставления всех разработанных мер поддержки, в том числе с участием регионального Фонда защиты прав дольщиков, введено в эксплуатацию 19 долгостроев, путем выплаты денежных компенсаций либо предоставления квартир решены вопросы 4166 обманутых дольщиков.
В 2021 году для обеспечения ввода в эксплуатацию «проблемных» объектов предоставлено муниципальных субсидий на сумму 60,06 млн. руб. (оплата стоимости технологического присоединения к инженерным сетям, приобретение и установку лифтового оборудования, благоустройство придомовой территории). Всего же в период с 2012 по 2021 годы введены в эксплуатацию 110 «проблемных» домов, тем самым решены вопросы более 12,5 тысяч граждан.
По состоянию на 1 января 2022 года на территории города Новосибирска остается еще 43 «проблемных» объекта. К концу 2023 года данная проблема должна быть полностью решена.
«К сожалению, мы продолжаем отставать по обеспечению жилья объектами социальной инфраструктуры, - констатировал Алексей Кондратьев. - Если оценить обеспеченность социальными объектами основных крупных новосибирских площадок жилищного строительства, на которых суммарно уже построено около 7 млн квадратных метров жилья, то получится, что этим площадкам необходимо 10 тысяч мест в детских садах 32 тысячи мест в школах. Реально же построено 8700 мест в детсадах и 12700 мест в школах. Мы подтверждаем, что в сфере обеспеченности школьно-дошкольными учреждениями сохраняется дефицит (за исключением ясельных групп от 3 до 5 мест), и строительство данных объектов нуждается в стимулировании».
Пока что в 2021 году по сравнению с 2020 годом в Новосибирске отметили снижение федерального софинансирования строительства объектов социальной инфраструктуры в рамках национальных проектов – хотя для нормального развития городской среды требуется, напротив, его увеличение.
«По сути, при условии ввода в Новосибирске ежегодно свыше 1 миллиона квадратных метров жилья мы должны каждый год вводить в эксплуатацию по пять школ – фактически же этого не происходит», - отметил Алексей Кондратьев.
Безусловно, город, регион работали и продолжают работать над тем, чтобы принять участие во всех возможных государственных программах, предполагающих бюджетное софинансирование строительства социальных объектов, и это приносит свои плоды.
В период 2019-2021 годов в рамках реализации национального проекта «Демография» введено в эксплуатацию 20 детских садов на 3915 мест, в том числе 1187 ясельных. В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» - 3 детских сада на 580 мест (силами ГКУ НСО «УКС»).Таким образом, всего за этот период в Новосибирске введено 23 детских сада на 4495 мест.
В 2022 году в рамках национального проекта «Демография» начнется строительство детского сада по ул. Гребенщикова, 4 в Калининском районе на 320 мест, с планируемым сроком ввода в эксплуатацию в 2023 году. В целях ликвидации недостатка мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет подготовлено еще 17 площадок для строительства детских садов общей вместительностью 2 955 мест, из них ясельных – 810. Предложение по строительству указанных детских садов в рамках национального проекта «Демография» направлено в адрес Министерства строительства Новосибирской области.
Не менее важна обеспеченность школами. В 2019 – 2021 годах строительство школ на территории города Новосибирска осуществлялось в рамках 2-х национальных проектов: «Образование» и «Жилье и городская среда». По результатам реализации данных проектов в 2019-2021 годах введено в эксплуатацию 7 школ на 6 550 мест.
Строительство объектов общего образования на территории города будет продолжено в рамках национального проекта «Образование».
В 2022 году запланировано: ввести в эксплуатацию школу по проезду Детскому, 10 в Советском районе на 1100 мест; начать строительство здания школы с бассейном по ул. Тургенева, 84 в Октябрьском районе на 975 мест, ввод которой запланирован на 2023 год.
В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» силами ГКУ НСО «УКС» продолжается строительство школы по ул. Большевистской на 825 мест. Кроме того, с участием средств областного бюджета осуществляется строительство здания школы по ул. Крылова,18 в Центральном районе на 249 мест, ввод в эксплуатацию которого запланирован в 2023 году.
Третьим источником финансирования строительства школ является «демографическая субсидия», предоставляемая федеральным бюджетом в рамках государственной программы «Развитие образования» в целях создания дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором.
В целях реализации первого этапа данного проекта Правительством Новосибирской области заключены концессионные соглашения на строительство 6 школ на 5775 мест.
В целях реализации второго этапа проекта одобрена «демографическая субсидия» на строительство в городе Новосибирске 2-х школ на 1 800 мест. Одна из них (школа по ул. Забалуева в Ленинском районе на 825 мест) будет реализована также посредством заключения концессионного соглашения.
В целях реализации третьего этапа проекта мэрией города Новосибирска направлены предложения в адрес Правительства Новосибирской области о строительстве на территории города Новосибирска еще шести школ суммарно на 4950 мест.
«Сегодня, если мы начинаем освоение какой-либо площадки в центре города либо на среднем удалении от нее, необходимо, чтобы город сразу располагал резервами для строительства объектов социальной инфраструктуры», - подчеркнул Алексей Кондратьев. И застройщики учитывают это, идя муниципалитету навстречу.
Так, в Октябрьском районе Краснообскмонтажспецстрой (ООО «Синергия») выкупил ряд участков частного сектора и передал их городу безвозмездно – с тем, чтобы впоследствии там был построен детский сад. ГК «Химметалл» в настоящее время возводит встроено-пристроенный детский сад на улице Гаранина - с последующей передачей его в муниципальную собственность. «СМС-строй» сегодня заключили соглашения по проектированию и строительству на ул. Крылова, 45 пристройки на 100 мест к действующему детскому саду. ООО «Береговое» выкупило частный сектор, сформировало земельный участок и передало его городу безвозмездно, и за свой счет запроектировало детский сад на этом земельном участке.
Большая работа проводится в сфере расселения аварийного жилья.
По сведениям Алексея Кондратьева, всего за время реализации программ по расселению и сносу ветхого, аварийного жилищного фонда (с 2004 по 2021 годы) в Новосибирске расселены 564 аварийных дома. За время реализации программы по развитию застроенных территорий с участием строительных организаций расселено 84 аварийных дома, привлеченные средства застройщиков составили более 2,5 млрд. руб.
В настоящее время в Новосибирске 405 многоквартирных домов официально признаны аварийными. Часть из них расселят в рамках ускоренной программы по национальному проекту, часть – в рамках комплексного развития территорий.
С 2019 года возобновилось федеральное финансирование процесса расселения аварийного жилищного фонда. Реализация федерального проекта позволяет осуществить расселение аварийных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года.
«Новосибирск, как и несколько других городов, взял на себя обязательство осуществить расселение не до 2025 года, как это предусмотрено в национальном проекте, а до конца 2023 года», – рассказал Алексей Кондратьев. В связи с этим аварийные дома, ранее подлежащие расселению до конца 2025 года, необходимо расселить до 31 декабря 2023 года – это 68 аварийных домов (28,8 тысяч кв. м, 2059 человек). Финансовая поддержка Фонда содействия реформированию ЖКХ составит 1,316 млрд. рублей.
В 2021 году в целях реализации национального проекта «Жилье и городская среда» департамент приступил к строительству многоквартирных домов по ул. Степной, 262а в Ленинском районе в целях последующего предоставления построенных квартир гражданам, проживающим в жилищном фонде, признанным аварийным и подлежащим сносу. В 2022-2023 годах планируется ввести в эксплуатацию I и II этапы муниципальных жилых домов по ул. Степной, 262а (общее количество квартир – 270).
С 2019 года на территории города реализуется новый механизм расселения аварийного жилищного фонда путем организации масштабных инвестиционных проектов. В рамках данного механизма в 2019 - 2021 годах организованы 11 масштабных инвестиционных проектов, для реализации которых предоставлено 29,35 га земли. В соответствии с указанными проектами подлежат передаче в собственность города Новосибирска жилые помещения площадью более 18,5 тысяч кв. м, которые позволят расселить не менее 26 аварийных многоквартирных домов.
Как рассказал Алексей Кондратьев, в результате актуализации Генплана и внесения изменений в ПЗЗ сформированы территории перспективного развития Новосибирска на ближайшие 10 лет. Это, в том числе, не используемые по прямому назначению, подлежащие редевелопменту старые производственные территории, территории специального назначения, в том числе федеральной собственности. Но главное – сформированы территории, подлежащие комплексному развитию – это территории с ветхим, аварийным фондом и индивидуальной жилой застройкой. Утверждены границы 163 таких территорий общей площадью более 1,5 тысяч га. «Суммарно на этих территориях может быть построено более 15 миллионов квадратных метров жилья, обеспеченных, в соответствии с градостроительными нормативами, необходимым резервом объектов социальной инфраструктуры», - указал Алексей Кондратьев.
Алексей Кондратьев в заключение кратко остановился на некоторых проблемах проектно-строительного комплекса, которые способны помешать достижению поставленных перед ним целей. Так, важной проблемой остается внедрение BIM-технологий, к которому, на взгляд Алексея Кондратьева, по-прежнему не готовы не только большинство проектных и строительных компаний, но и даже органы экспертизы. «Не хватает техники, программного обеспечения, специалистов соответствующей квалификации», - конкретизировал вице-мэр.
Максим Федорченко поделился своим видением перспектив комплексного развития территорий и работы строительного комплекса в Новосибирске и НСО – в контексте Сибирского федерального округа и страны в целом.
«К 2030 году мы должны построить дополнительно 23 миллиона квадратных метров жилья, - напомнил он. - Это, при действующих градостроительных нормативах, означает, что в строительный оборот к указанному сроку должно быть вовлечено 2,5 тысячи га территорий. Пока, как сообщил Алексей Валерьевич Кондратьев, подтверждены границы 163 территорий общей площадью 1,5 тыс. гектаров». Между тем, в связи с изменением законодательной базы о комплексном развитии процесс вовлечения территорий в строительный оборот приостановился, и пока только готовятся первые два аукциона на заключение договоров о КРТ.
«Понятно, что комплексное развитие не ограничится чисто территорией Новосибирска, а затронет всю Новосибирскую агломерацию, - уточнил Максим Федорченко. – Но, даже с учетом агломерационного охвата, свободных участков, пригодных для жилищного строительства, у нас осталось совсем немного, порядка 240 гектаров. Поэтому для выполнения задач национального проекта без полноценного редевелопмента застроенных территорий не обойтись».
Максим Федорченко отметил, что многие важные проблемы комплексного развития территорий, работы строительной отрасли удалось обсудить и направить в русло конструктивных решений за счет совместных усилий органов исполнительной, законодательной власти и делового сообщества в лице Ассоциации строительных организаций Новосибирской области, Союза строителей Новосибирской области. Созданы рабочие группы Союза строителей по ключевым вопросам, выработан ряд предложений. Одно из них - предложение о необходимости согласования инвестиционных программ развития инженерных сетей и транспортной инфраструктуры с проектами КРТ, другое - о том, что при принятии решений о КРТ должны обязательно фиксироваться, во-первых, сведения о существующей обеспеченности объектами инфраструктуры, а во-вторых, источники и порядок финансирования строительства объектов инфраструктуры на конкретной территории.
«Отдельно мы внесли предложение о создании возможности изъятия участков, создающих чересполосицу при формировании единых территорий под КРТ», - напомнил Максим Федорченко.
По его словам, большой блок дискуссий на совещаниях Союза строителей Новосибирской области связан с парализацией всякого строительства на огромных приаэродромных территориях; было сформулировано предложение обеспечить возможность возведения в тех подзонах, которые не связаны непосредственно с безопасностью авиационного сообщения, хотя бы объектов инфраструктуры.
«Такая практика уже появилась в Иркутской области, где в рамках имеющихся седьмых приародромных подзон недавно выделены дополнительные подзоны (7.1), в которых строительство все-таки возможно, - рассказал Максим Федорченко. - В том же направлении преодолений избыточных ограничений ведется работа и в отношении достопримечательных мест».
Коротко руководитель Совета АСОНО сообщил о работе в сфере КРТ, проводимой на межрегиональном и федеральном уровне. В частности, в рамках деятельности Комитета по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий Российского Союза строителей, который Максим Федорченко возглавил в 2021 году, выполнен сравнительный анализ нормативной базы КРТ на уровне регионов, выявлены лучшие практики, которые целесообразно распространить по стране. Так, в Красноярске, по оценке Максима Федорченко, наиболее эффективно подошли к установлению критериев возможности изъятия домов ИЖС в целях КРТ. Среди «красноярских» критериев, способных послужить хорошим примером для других сибирских регионов – как 50-процентный износ частного дома (а не 60-процентный, установленный в Новосибирской области), так и документально зафиксированная дата его строительства (изъятие допускается для домов ИЖС «старше» 1980 года).
Максим Федорченко подчеркнул, что предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования механизма КРТ формируются в ходе заседаний упомянутого Комитета Российского союза строителей с участием руководства Департамента комплексного развития территорий Минстроя России. Предложения касаются, в том числе, защиты интересов инвесторов, входящих в проекты КРТ, расширения возможностей государственной финансовой поддержки проектов КРТ. Здесь многое нуждается в доработке. «Например, необходимо установить четкий порядок расселения подлежащего сносу жилья на территориях комплексного развития, определить порядок финансирования инфраструктурных объектов в границах таких территорий через инфраструктурное меню и другие механизмы – соответствующие предложения также сформированы», - указал Максим Федорченко.
По его оценке, упомянутые усилия не напрасны: региональных строителей сегодня готовы слушать и услышать во всех ветвях власти, а «строительный комплекс Новосибирской области» пользуется высоким авторитетом на федеральном уровне.
Сибстройинформ