В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится проект федерального закона №1147175-7 «О внесении изменений в Градкодекс РФ», подготовленный Минстроем России в целях введения в ГрК института типового проектирования. Планируется, что типовая проектная документация должна быть подготовлена с применением экономичных ресурсо- и энергосберегающих архитектурно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических, организационно-технологических решений, и предназначена для многократного применения при создании аналогичных (по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется строительство) объектов капстроительства.
Минстроем России типовая проектная документация будет отбираться из числа проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы и размещенной в Едином реестре. Экономически эффективная проектная документация повторного использования, сведения о которой по состоянию на день вступления изменений в ГрК включены в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, признается типовой проектной документацией.
Анализ планируемых изменений ч. 2 ст. 48.2 ГрК РФ по использованию типовой проектной документации показал, что в текущей редакции не проработаны вопросы внесения изменений в такую проектную документацию, связанные с изменением требований технических регламентов.
Например, с 1 августа 2020 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 4 июля 2020 года № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил…, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», актуализирующее СП и ГОСТы. По направлению «Пожарная безопасность» с августа 2020 г. по март 2021 г. были внесены изменения в 2 Свода правил (СП 4.13130.2013, СП 7.13130.2013), вступили в силу 8 Сводов правил (СП 1.13130.2020, СП 2.13130.2020, СП 8.13130.2020, СП 456.1311500.2020, СП 10.13130.2020, СП 484.1311500.2020, СП 485.1311500.2020, СП 486.1311500.2020). Данные СП вошли в «Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утверждённый Приказом Росстандарта от 14 июля 2020 года № 1190.
Выполнение требований нового перечня национальных стандартов и сводов правил требует внесения значительных изменений в проектную документацию, ранее получившую положительное заключение экспертизы (в части объёмно-планировочных решений, автоматических систем обеспечения безопасности объекта, инженерного обеспечения, стоимости, в определенных случаях - конструктивных решений).
При этом работа по совершенствованию строительного нормирования и внесению изменений в нормативно-правовые акты Минстроем РФ ведётся постоянно.
В Едином реестре сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования представлена проектная документация, получившая положительное заключение экспертизы, в том числе запроектированная по отмененным нормативным документам. Признание ее типовой, без соответствующей переработки, без её актуализации по действующим Сводам правил – недопустимо. Возникнут проблемы на стадии ввода объекта в эксплуатацию. Возникнут проблемы при плановых и внеплановых проверках объекта надзорными органами на предмет соответствия, в т.ч. требованиям пожарной безопасности. При возникновении пожара или ЧС устаревшие технические решения не обеспечат безопасность граждан, находящихся в здании, устойчивость и геометрическую неизменяемость здания.
Проектная документация из реестра экономически эффективной проектной документации повторного использования перед включением ее в реестр типовой документации требует актуализации.
Застройщик или технический заказчик, согласно ГрК РФ, имеют возможность внести изменения в проектную документацию и предоставить на её экспертизу повторно. Однако, как правило, они не заинтересованы в переработке проектной документации и повторной экспертизе, т.к. при этом теряется смысл типового проектирования, кроме того, средства на корректировку документации, по всей видимости, не будут выделяться при использовании документации из этого реестра.
Остается неясным вопрос необходимости внесения изменений в отдельные разделы проектной документации. Согласно планируемым изменениям в ч. 8 ст. 48.2 Градкодекса, не допускается внесение изменений в типовую проектную документацию, за исключением изменений, которые вправе утвердить застройщик или технический заказчик, а также изменений в проектную документацию, касающихся оснований и фундаментов. При этом неизбежно внесение изменений в разделы проектной документации: «Пояснительная записка»; «Схема планировочной организации земельного участка»; «ПОС»; «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»; «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»; «Смета на строительство объектов капитального строительства». По всей видимости, возникнет необходимость внесения изменений в подразделы «Система электроснабжения», «Система водоснабжения», «Система водоотведения», «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети», «Сети связи», «Система газоснабжения» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» - ввиду несоответствия параметров сетей, указанных в технических условиях на подключение объекта, и принятых для проектирования объекта из реестра типовой документации.
Учитывая размещение объектов в стесненных условиях городской среды, для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований необходима проверка в части обеспечения требований освещенности помещений.
В части раздела «Конструктивные и объемно-планировочные решения», согласно части 4 статьи 16 384-ФЗ расчетные модели (в том числе расчетные схемы, основные предпосылки расчета) строительных конструкций и основания должны отражать действительные условия работы здания или сооружения, отвечающие рассматриваемой расчетной ситуации. При этом должны быть учтены: 1) факторы, определяющие напряженно-деформированное состояние; 2) особенности взаимодействия элементов строительных конструкций между собой и с основанием; 3) пространственная работа строительных конструкций, и другие факторы.
В крупных городах практически уже выбраны свободные площадки для размещения объектов капстроительства. Оставшиеся неосвоенными участки, как правило, характеризуются сложными инженерно-геологическими условиями. Строительство на таких площадках требует выполнения расчетов несущих конструкций объекта совместно с грунтовым основанием, при этом изменение инженерно-геологических условий площадки неизбежно приведет к изменению напряженно-деформированного состояния, в том числе надземных строительных конструкций. На стадии привязки типовой документации необходимо проведение расчетного анализа и оценка возможности привязки типовой документации на данной площадке без внесения изменений. Либо необходима корректировка принятых конструктивных решений, представленных в реестре типовой проектной документации. Изменение инженерно-геологических условий площадки строительства на примере монолитного ж/б каркаса приведет к изменению углов поворота фундаментных конструкций, а соответственно, к изменению усилий в колоннах, стенах и перекрытиях нижних этажей, что потребует внесения изменений в типовую проектную документацию, для осуществления привязки на новой площадке.
На основании изложенного считаем необходимым:
- дополнить статью законопроекта подпунктом о возложении полномочий по актуализации типовой проектной документации на федеральный орган исполнительной власти / учреждение, определённое федеральным органом исполнительной власти / иное учреждение;
- установить периодичность контроля соответствия типовой проектной документации требованиям действующих СП, Национальных стандартов и т.д., с учётом их периодической актуализации;
- определить порядок внесения изменений в типовую проектную документацию, для приведения в соответствие проектной документации условиям площадки строительства;
- утвердить порядок исключения из реестра проектной документации в случае, если вносимые изменения в типовую проектную документацию потребуют значительных изменений технических решений и необоснованное увеличение финансовых затрат;
- прописать механизм решения вышеизложенных вопросов в соответствующем подзаконном акте, как вариант - внести соответствующие дополнения в Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 года № 389 «О порядке признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования».
Алексей Свинарчук, Павел Гензе, Александр Нарушевич, Сергей Новиков, Михаил Прихода
(ГБУ НСО «Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области»)