ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ПРОВЕРКА, ШТРАФ

75
5 минут
ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ПРОВЕРКА, ШТРАФ

Состоялся семинар по изменениям в системе Госстройнадзора

17 мая в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете (Сибстрин) состоялся семинар для руководителей и специалистов строительных компаний «Изменения градостроительного законодательства и их влияние на осуществление регионального государственного строительного надзора в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности».
Инициатором и главным организатором публичного мероприятия выступила Инспекция Государственного строительного надзора Новосибирской области. В событии приняли участие, выступили с докладами и ответили на вопросы слушателей: начальник инспекции Алексей Нечунаев, главный государственный инспектор отдела государственного строительного надзора по Новосибирской области № 1 Отто Франц, начальник нормативно-технического отдела Екатерина Киселева, начальник отдела судебно-правовой работы Станислав Малицкий.

Екатерина Киселева рассказала, в отношении каких строительных объектов, согласно действующим положениям Градостроительного кодекса и других нормативно-законодательных актов, ведется государственный строительный надзор. В частности, она указала, что госстройнадзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства (ОКС), проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 ГрК, а также при реконструкции ОКС, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности.
Важно помнить, что в случае, если ОКС, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 той же статьи 49 ГрК, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации по таким объектам становится обязательной – а это, в свою очередь, делает обязательным и осуществление государственного строительного надзора.

Также Екатерина Киселева описала ситуацию в системе госстройнадзора в общем контексте цифровой трансформации строительной отрасли, подразумевающей создание общей информационной среды и работу с использованием технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла зданий и сооружений.
Она напомнила, что уже ближайшей осенью использование информационных моделей станет обязательным и для предпринимателей, осуществляющих строительство многоквартирных домов с привлечением «долевых» средств граждан.
Среди прочего, Екатерина Киселева призвала активнее пользоваться порталом «Госуслуги» (ЕПГУ) при взаимодействии с инспекцией; по ее словам, альтернативы схеме взаимодействия через этот многоликий и вездесущий портал нет, осваивать ее надо обязательно (и да, контакт по электронной почте – увы, тоже не годится).
Екатерина Киселева перечислила преимущества, которые открывает подача извещения о начале строительства через ЕПГУ: отсутствие необходимости посещения инспекции, сокращение сроков рассмотрения документов, поступление программы проверок непосредственно в личный кабинет застройщика; но главное – только при контакте через «Госуслуги» у строителей появляется возможность предоставления журналов учета работ после подачи извещения.

О выездной проверке как основном виде контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора, о практике проведения таких проверок сделал сообщение Отто Франц.
Согласно ст. 73 федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, под выездной проверкой понимается «комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое… в целях оценки соблюдения… обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа». Основными контрольными (надзорными) действиями при осуществлении выездных проверок являются «Истребование документов» и «Осмотр». По результатам осмотра составляется протокол осмотра с приложением фотоматериалов, полученных в ходе проверки. «Протокол создается в форме электронного документа и является неотъемлемой частью акта проверки», - уточнил Отто Франц.
В свою очередь, если по результатам выездного мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, в акте непременно должно быть указано, какие именно требования оказались нарушены. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проверки, в акте должен быть указан факт такого устранения. Если же устранить до окончания проверки не успели, контролируемому лицу выдается предписание об устранении, и составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с КОАП.
Отто Франц описал, как должна проводиться выездная проверка, какие проблемы чаще выявляются в ходе проверок. Среди них, помимо нарушений при выполнении СМР – отсутствие приспособлений для омывания колес грузового транспорта при выезде с площадки, а также захламленность строительным мусором. Нередко обнаруживаются нарушения, связанные с невнесением в проектную документацию информации о замене тех или иных материалов, оборудования на доступные аналоги.

Порядок исполнения постановлений о назначении административного наказания (в виде штрафа) осветил в своем выступлении Станислав Малицкий. «По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ», - напомнил Станислав Малицкий.
Как выяснилось, при уплате штрафа закон допускает «скидки» для нарушителя – но чтобы уменьшить платеж, с деньгами нужно расставаться быстро и без стонов, существенно опережая предельно допустимый срок. «При уплате административного штрафа… не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы», - раскрыл секреты экономии представитель регионального Госстройнадзора.
По его словам, льготный срок для уплаты административного штрафа может быть восстановлен в случае уплаты половины размера назначенного штрафа в течение 20 дней с момента получения копии постановления о назначении штрафа и обращения к инспекции с ходатайством о восстановлении срока, установленного ч. 1.3 – 3 статьи 32.2 КоАП РФ (двадцать дней со дня вынесения постановления), пропущенного заявителем по независящим от него причинам.
С другой стороны, если затянуть выплату штрафа, можно получить вдогонку второй штраф – за нарушение сроков выплаты первого (вдвое больше предыдущего), или вовсе оказаться под административным арестом на срок до 15 суток.
Станислав Малицкий предупредил: согласно письму Минфина России от 30.12.2015 № 02-08-10/77621, в случае неправомерного перечисления денежных средств третьими лицами за лицо, привлеченное к административной ответственности, обязательство по оплате административного штрафа не может считаться исполненным.
То, что искупить вину должен именно виноватый, а не кто-то другой за него, подтверждено и более поздним письмом Минфина России, от 21.05.2018 № 23-01-06/304205: «В силу действия положений Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовного кодекса… лицо, привлеченное к административной (уголовной) ответственности, обязано исполнить обязательство по уплате штрафа… самостоятельно».
В заключение семинара спикеры ответили на вопросы слушателей – связанные, в частности, со сбоями, возникающими при «электронном» взаимодействии с инспекцией, с нюансами оформления исполнительной документации, и т. п.

Сибстройинформ