Площадь имени Гарина-Михайловского с главным железнодорожным вокзалом Новосибирска как основным зданием транспортно-пересадочного комплекса формируется на протяжении нескольких десятилетий.
Вокзал (арх. Волошинов Г.И., Гордеев Б.А. и др.) был построен в 1930-е годы и сдан в эксплуатацию в 1939 году, хотя станция «Обь» с деревянным зданием старого вокзала (снесён, по некоторым сведениям - сгорел в 1930-х годах) функционирует с 1896 года, получая своё развитие и превращение в крупный железнодорожный комплекс с вокзалом Новосибирск-Главный. Ещё в 1927 году напротив старого здания вокзала (ул. Ленина) было построено административное здание (Бурлаков И.А.), которое впоследствии долгое время использовалось как Железнодорожный универмаг. Жилые дома в северной и южной частях площади строились уже в 1950-е годы, а высотная гостиница «Новосибирск» (арх. Красовицкий В.В.) сдана в эксплуатацию в 1985 году. Буквально в последние годы рядом с гостиницей был построен торгово-развлекательный комплекс «Апельсин» (арх. Авксентюк В.П. и др.).
Известный новосибирский архитектор В.П.Авксентюк появился на привокзальной площади после окончания института ещё в начале 1960-х годов, работая над решением локальных задач реконструкции вокзала. А в 70-е годы он реализовал прекрасный проект пригородного павильона с кассами, кафе, переходным мостом и другими удобствами и необходимыми инженерными устройствами для пригородных пассажиров, который, к сожалению, был снесён, и на его месте построен уже в 2007 году пригородный вокзал (арх. Бунтовский Ф.Н.).
В персональной творческой мастерской Заслуженного архитектора России В.П.Авксентюка в 2003 году был выполнен эскизный проект реконструкции площади им. Гарина-Михайловского, который развивал основные решения разработанного в «Новосибгражданпроекте» в 1980-х годах проекта застройки и благоустройства площади (арх. Колпакова М.Р.). Эти проекты предлагали активно использовать для автомобильных стоянок два уровня подземного пространства площади, обеспечивая загрузку этих уровней с улицы Шамшурина, разделив тем самым максимально транспортные и пешеходные потоки, что особенно важно для транспортно-пешеходных узлов.
В эскизном проекте 2003 года (архитекторы Авксентюк В.П., Казаков Н.З., Туманик Г.Н., Филиппов В.Н) предлагалось развитие комплекса пригородного железнодорожного сообщения путём организации развитого объёма с торговыми функциями на площади и с включением в этот объём входа в станцию метро «Площадь Гарина-Михайловского». При этом сохранялся ранее построенный павильон для пассажиров пригородного сообщения. В проекте предлагалось место и принципиальное решение памятника Гарину-Михайловскому (скульптор Катаев Ю.К.). В дальнейшем в северной части площади велись проектные разработки по сооружению часовни (арх. Казаков Н.З.).
И вот В.П.Авксентюк – Заслуженный архитектор России, Лауреат премии Ленинского комсомола, Лауреат Государственной премии России, советник РААСН, выполнивший проекты и построивший целый ряд железнодорожных вокзалов в городах России, ряд прекрасных зданий в Новосибирске, возвращается снова к своему давнему объекту – привокзальной площади города Новосибирска, площади им. Гарина Михайловского.
Складывающуюся на протяжении 80 лет застройку периметра площади если и можно отнести к сложившимся ансамблям, то с большими натяжками. Остаётся ощущение незавершённости в формировании активного городского общественного пространства, в необходимости реконструкции фасадов жилых домов, построенных в 1950-е годы, в необходимости создания надлежащего благоустройства. Ведь это очень важный элемент архитектурного облика Новосибирска.
Площадь Гарина-Михайловского - железнодорожные ворота крупнейшего мегаполиса Сибири. Отсюда начинается город для всех его гостей, приезжающих по Транссибирской и другим железнодорожным магистралям Новосибирского железнодорожного узла.
Славу нашему городу в этом плане обеспечило строительство крупнейшего театра оперы и балета, появление уникального здания железнодорожного вокзала и великолепного созвездия памятников конструктивизма, формирование Новосибирского Академгородка, зоопарка… Как бы хотелось, чтобы и спортивный парк, который город намерен формировать в левобережной пойме реки Оби, также стал гордостью Новосибирска.
Так что же делать с площадью им. Гарина-Михайловского?
Когда-то в ансамбле зарождавшейся площади было интересное здание деревянной церкви святого Пророка Даниила, снесённое уже в 1950-е годы. Проектирование православной часовни в северной части площади (арх. Казаков Н.З.), по каким-то причинам было прекращено. Может быть, есть резон вернуться к этому очень важному для узла объекту?
А в южной части площади в настоящее время в мастерской В.П. Авксентюка ведётся проектирование многофункционального общественно-транспортного пересадочного комплекса с подземным переходом через ул. Ленина для обеспечения удобств пассажирам городского наземного общественного транспорта. Сооружение связывает в единый пересадочный узел станцию метро, пешеходный мост над ул. Шамшурина и над путевым хозяйством железной дороги, безопасный переход через ул. Ленина и подходы к посадочным платформам городского наземного общественного транспорта.
Проект предлагает неожиданное решение, в котором лейтмотивом является ландшафт, экологическая тема (см. иллюстрации). Это решение на первый взгляд вызывает много вопросов. Насколько органичным будет это решение в сложившейся застройке? Как сохранить в межсезонье растительность на кровле? Насколько комфортно будет пользоваться проектируемыми помещениями пассажирам городского наземного общественного транспорта? Подобные вопросы возникают практически всегда при проектировании новых объектов в сложившейся городской среде. В данном случае мы имеем дело с очень оригинальным архитектурным решением, которое может стать знаковым объектом в современной архитектуре Новосибирска.
Многие вопросы имеют технический характер и могут быть успешно решены при условии использования современных материалов, технологий, перспективных дендрологических разработок. Так или иначе, полагаю, что предлагаемое неординарное решение комплекса может стать действенным шагом в преодолении очевидного застоя в архитектуре нашего города, зачастую скатывающейся в глухой профессиональный провинциализм.
Появление часовни в северной части площади и транспортно-общественного комплекса с оригинальными архитектурными решениями в её южной части представляются теми последними штрихами, которые призваны завершить формирование общественного пространства, приблизив масштаб периметральной застройки к масштабу малых архитектурных форм благоустройства территории.
Кстати, о благоустройстве: проект предлагает систему газонов и цветников, которая протяжённым ковром связывает эти два вновь возникающих объекта. Интересна идея частичного раскрытия пространств интерьера на пространства площади, вход наружного озеленения и благоустройства в интерьер необычного здания. Волнообразные формы здания, покрытие их зелёным газоном, включение в озеленение кровельных поверхностей цветущих кустарников – всё это ассоциируется с активным вторжением в урбанизированное пространство площади природной среды. И делается это архитектурными средствами.
Заслуженный архитектор России Владимир Петрович Авксентюк за последние годы в условиях тотальной борьбы за достойные заказы сумел со своими коллегами разработать для Новосибирска проекты и построить такие объекты, как здание ВТБбанка с реконструкцией здания бывшего Дворца пионеров на ул. Кирова, здание еврейского общинного культурного центра «Бейт Менахем» на ул. Щетинкина, административное здание по ул. Инской, торгово-развлекательный комплекс «Апельсин» на площади Гарина-Михайловского. Не все задумки архитектору удалось реализовать в этих постройках. Но в каждом их этих объектов присутствует стремление к органичному включению объекта в исторический контекст, безусловный вкус, стремление к поиску индивидуального в общем архитектурно-пространственном решении и в деталях.
Особую ценность в наше время в творчестве архитектора приобретает ощущение места. Это качество архитектуры как признак культуры её создателей во многом сегодня, к сожалению, утрачено. Мы должны заново этому учиться у мастеров прошлых эпох. У них была эта культура. Сегодня же, к сожалению, можно привести множество примеров, где самовыражение автора превалирует над требованиями исторического контекста.
Следует честно признаться, что первое знакомство автора этих строк с первоначальными набросками мастера вызывало именно такую реакцию. Однако в процессе дальнейшей работы с уточнением нюансов, появлением новых элементов, выявления физических и визуальных связей - такое ощущение уходило. А на смену ему приходило осознание возможности и даже необходимости такого неожиданного решения. Этому способствовала убеждённость автора в правомочности своих решений. А мастеру, показавшему и доказавшему на многочисленных работах свои профессиональные возможности, нужно верить.
Считаю необходимым поддержать предлагаемый подход к архитектурно-пространственному решению многофункционального объекта в комплексе застройки площади Гарина-Михайловского с дополнительной проработкой архитектурно-художественных и технических вопросов на рабочей стадии проектирования.
Авторы проекта не без оснований утверждают, что «при дальнейшем проектировании будут решаться вопросы устройства соответствующего «пирога» (защита от проникновения корней, дренажный слой, грунт), отвод воды (дренажи), система полива растений, декоративное и функциональное освещение. Подбор растений обеспечит декоративность в течение всех сезонов года и долговечность сада. Также учитывается возможность проведения сервисных работ, учитываются как объективные факторы (нестабильные и суровые климатические условия), так и субъективные (человеческий фактор). Декоративный эффект будет достигнут при сочетании массивов низкорослых кустарников, групп сформированных кустарников средней высоты и некоторого количества солитерных деревьев, возможно несколько групп деревьев, массивов из многолетних травянистых и почвопокровных растений. Деревья и кустарники - низкого роста (размер корневой системы напрямую зависит от размера кроны). Важно, что проектом также обеспечивается такое решение, которое будет стабильно декоративным как в безлистном состоянии (ранняя весна, поздняя осень), так и в летний период. Даже зимой при умеренных снегопадах сохранится основная структура растительной композиции.
В наши дни идея использования плоских крыш в качестве объектов ландшафтной архитектуры города не только получила международное признание, но практически осуществляется во всех регионах и странах мира вне зависимости от особенностей климата. Опыт создания подобных проектов не только в мировой, но и в российской практике позволяет быть уверенным, что данный проект технически выполним и имеет право на существование вне зависимости от особенностей климата. Кроме визуального эффекта, такое исполнение кровли здания даст дополнительную составляющую в плане экологии, поскольку дефицит зеленых насаждений присущ любому современному городу, в том числе и нашему.
Заслуженный архитектор России,
доктор архитектуры,
профессор, член-корреспондент РААСН
Геннадий Туманик
На иллюстрациях: Эскизный проект многофункционального здания на площади Гарина-Михайловского (ПТМ архитектора Авксентюка В.П., 2019 г. Архитекторы: Авксентюк В.П., Авксентюк-Каменская Д.В., Каменская Т. П.).