СИРОТЛИВАЯ НАВЯЗЧИВОСТЬ ДОЛГОСТРОЕВ

27
6 минут

Региональные депутаты обсудили незавершенку и обеспечение жильем детей-сирот

На  сентябрьском  заседании Комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам рассмотрел заключение региональной Контрольно-счетной палаты по результатам анализа объектов капитального строительства, осуществляемых с использованием средств областного бюджета и незавершенных по состоянию на 1 января 2023 года.

По информации аудитора КСП Василия Круковского, количество объектов незавершенного строительства государственной и муниципальной собственности с 2019 по 2022 год увеличилось на 312 единиц, общая сметная стоимость объектов сократилась на 10,9 млрд рублей. В 2022 году из 2496 объектов незавершенного строительства выбыло 1227 объектов (областные - 85 ед., муниципальные - 1 142 ед.), из них на 467 объектах работы завершены, 437 объектов переданы другим балансодержателям, 35 областных объектов списаны, 2 законсервированы, 2 проданы, 253 объекта переданы в казну и на 31 муниципальном объекте планируется продолжение строительства.
Согласно выводам региональной КСП, планы снижения объемов незавершенного строительства Министерства транспорта и Министерства строительства Новосибирской области за 2022 год не выполнены. КСП перечислила объекты – в частности «Берегоукрепительные работы р. Каргат в с. Набережное Каргатского района», где произведено необоснованное списание произведенных затрат, а также длинный список объектов, где строительные работы фактически не ведутся, подрядчики не определены.
Депутат Заксобрания Никита Галитаров поинтересовался у аудитора, почему размер кассовых расходов в приведенной КСП таблице превышает балансовую стоимость. По информации аудитора, 1227 объектов, включенных в перечень незавершенного строительства, из списка выбыли, поскольку они были в 2022 году начаты и закончены. Это квартиры для детей-сирот, котельные, ФАПы. «Соответственно, в форме по балансовой стоимости они не фигурируют», – пояснил Василий Круковский.
Вопрос заместителя председателя комитета Дмитрия Козловского касался стоимости средств, которые необходимы на проведение экспертизы 600 незавершенных объектов. «У меня в наказах корпус больницы №34. Только на его экспертизу нужно 50 миллионов рублей», – привел в пример парламентарий.
«По всем объектам такой цифры нет. Выбираем объекты, которые могут попасть в бюджет. Будем решать вопрос по мере наличия финансов», – отреагировал министр строительства НСО Алексей Колмаков.
Внести в тему больше ясности попросил депутат Евгений Смышляев: «Какие объекты будут списаны или же подлежат достройке?»
«В течение полугода определимся с первоочередными объектами, которые списывать будем, и во вторую очередь – ставить на достройку. Объектов очень много, бюджет не потянет ни в год, ни в два, ни в пять», – оценил объем незавершенки министр.
Депутат Вячеслав Илюхин сравнил план снижения объема незавершенных объектов в 2022 году с тем, что сделано фактически: «Что касается нашего профильного министерства, было запланировано выполнить 70 объектов незавершенного строительства. Выполнено 12. Фактически завершены работы только на трех объектах. Это меньше 5 процентов!»
Подняв больной для новосибирцев вопрос о строящихся мосте и станции метро, которые также оказались в списке незавершенных объектов, депутат обратился к присутствующим в зале застройщикам: «Представьте, коробку здания вы обязались сделать за год – не сделали. А через год заявили: поскольку сейчас все подорожало, вы нам еще денег дайте. Были бы суды, нашли бы другого подрядчика. Но это что касается частных денег. А когда касается денег государственных – не штрафные санкции, а еще денег дают! Не могу понять, что у нас происходит!»
«Ситуация никого не может удовлетворить: сотни миллионов бюджетных рублей заморожены, – констатировал председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Олег Подойма. – Денег, которые должны быть в социальных объектах, в квартирах для малоимущих, детей-сирот. Эти средства могли бы работать на Новосибирскую область. На сегодня составлен четкий перечень критериев отнесения объектов к незавершенному строительству. Есть основа, которая позволит нам определить динамику снижения количества объектов и финансовых средств, которые зависают в незавершенке», – высказал надежду Олег Подойма.

И ВНОВЬ НА ПОМОЩЬ ПРИХОДЯТ МИП

На том же сентябрьском заседании Комитет одобрил механизм реализации масштабных инвестиционных проектов в помощь детям-сиротам. Такой же инструмент в регионе действует для решения проблем «обманутых дольщиков».
Механизм «зашит» в проекте закона Новосибирской области «О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области в связи с совершенствованием механизма реализации масштабных инвестиционных проектов».
«По состоянию на 1 августа 2023 года, в очереди на обеспечение жильем состоит 7546 детей-сирот, из них 5175 человек, у которых право на обеспечение жилым помещением возникло и не реализовано, в том числе имеющих не исполненное судебное решение – 95 человек», – сказано в пояснительной записке к документу.
Предложенный законопроект предполагает использование механизма выдачи детям-сиротам жилья с привлечением масштабных инвестиционных проектов. Ранее такой же механизм в нашей области был запущен для решения жилищных проблем «обманутых дольщиков». Как и в ситуации с обездоленными дольщиками, застройщик получает без конкурса земельный участок, строит на нем жилье, обязуясь, в свою очередь, часть квартир передать детям-сиротам. Общая площадь построенного многоквартирного дома должна составлять не менее 10 тысяч квадратных метров жилых помещений. При этом, застройщик вкладывает в строительство (реконструкцию) на территории Новосибирской области объекта капитального строительства для нужд государственных органов денежную сумму в размере не менее 600 миллионов рублей. А детям-сиротам застройщик предоставляет квартиры в не менее, чем 6,5 процентах от общей площади жилых помещений в возведенной новостройке.
Как доложил депутатам министр строительства Новосибирской области Алексей Колмаков, этим законопроектом вносятся изменения сразу в три региональных закона. Депутат Ашот Рафаелян отметил, что в тексте законопроекта сказано не «участок», а «участки». «Сколько участков допустимо? Каково их территориальное расположение?» – задал вопросы депутат и напомнил, что по совершенствованию действия законов о масштабных инвестиционных проектах была создана рабочая группа с участием депутатов Заксобрания, представителей Минстроя и Правительства области. «Сейчас предлагаю в первом чтении критерии утвердить, а затем уже ко второму чтению провести заседание рабочей группы, и эти критерии согласовать», – внес предложение Ашот Рафаелян, и его поддержал депутат Вячеслав Илюхин.
Заместитель председателя комитета Вадим Агеенко отметил, что ранее застройщики могли вносить и 250, и 300, и 500 миллионов рублей для участия в масштабных инвестиционных проектах. «А сейчас критерий появился жесткий – 600 миллионов. Но, я думаю, что эти вопросы можно обсудить на заседаниях рабочей группы. И все критерии нужно там рассмотреть», – высказал мнение региональный парламентарий.
Депутат Дмитрий Козловский привел пример новосибирского микрорайона «Чистая Слобода», где сироты были заселены в один подъезд. И теперь на них поступают жалобы от других жителей этого подъезда. «Они, как котята брошенные, – сравнил законодатель. – Дали им квартиры, а никто не проверяет, не контролирует. Там были и наркоманы, и алкоголики. Это или к соцзащите, или к мэрии вопрос. Считаю, что нужно разработать какой-то механизм контроля над этими ребятами». Также депутат предложил не заселять всех сирот в один подъезд, а равномерно распределять их.
«Общее понимание у депутатов по поддержке законопроекта у депутатов есть, – подвел итог обсуждения председатель комитета Олег Подойма. – Мы надеемся на то, что вопрос предоставления жилья детям-сиротам будет решаться».

По материалам Законодательного собрания Новосибирской области