КОГДА ВЫШЛИ ЗА РАМКИ ДОГОВОРА

122
7 минут
КОГДА ВЫШЛИ ЗА РАМКИ ДОГОВОРА

Юристы АСОНО рассказали о нюансах оформления дополнительных работ

Как действовать подрядчику, столкнувшемуся с необходимостью проведения не предусмотренных договором подряда дополнительных работ? Как правильно согласовывать и оформлять эти работы, избегая возможных злоупотреблений со стороны заказчика и получая за них справедливую плату?
На эти важные практические вопросы постарались подробно ответить заместитель начальника юридического отдела Ассоциации строительных организаций Новосибирской области Николай Погодин и юрист Максим Жилин на семинаре «Выполнение дополнительных работ в рамках исполнения договора подряда», организованном 31 марта для членов АСОНО.
В ходе юристы АСОНО дали определение понятию «дополнительные работы», рассказали о его правовых аспектах и разъяснили правильный порядок согласования дополнительных работ с заказчиком. Также были озвучены последствия выполнения дополнительных работ без согласования с заказчиком.

Максим Жилин напомнил: согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса РФ, подрядчик обязан осуществлять свои работы в соответствии с технической документацией, сметой и договором подряда. Договор подряда должен определять состав и содержание технической документации. При этом формально, «по букве закона» предполагается, что утвержденная сметная и техническая документация содержат исчерпывающую информацию о предстоящих работах и их стоимости. Практика, как хорошо известно строителям, складывается иначе, и, как правило, в ходе реализации проекта «всплывают» дополнительные работы, договором не предусмотренные.

ЧЕТЫРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КРИТЕРИЯ

По закону, дополнительными могут считаться только работы, во-первых, не предусмотренные ни технической документацией, ни сметой, полученными от заказчика; во-вторых, в целом относящиеся к предмету договора строительного подряда, но при этом не являющиеся самостоятельными по отношению к работам, включенным в договор. «Это важно, поскольку, если работы, которые вы оцениваете как дополнительные, являются самостоятельными, на их выполнение нужно заключать отдельный договор», - пояснил Максим Жилин. Он привел пример, когда подрядчик, выполнив в ходе реконструкции объекта монтаж пожарной сигнализации, не смог доказать в суде, что данная работа является «дополнительной» - именно в силу ее объективной «самостоятельности», отсутствия связанности и зависимости от основной части работ, прописанных в подрядном договоре.
Третий и четвертый критерии «дополнительных работ»: необходимость их проведения обнаруживается в ходе исполнения подрядчиком (не заказчиком), и без проведения таких дополнительных работ продолжение (завершение) строительства, реконструкции, капитального ремонта оказывается невозможным. «Только работы, соответствующие одновременно всем четырем критериям, могут считаться дополнительными», - подчеркнул юрист АСОНО.
В соответствии с частью 3 той же статьи 743 Гражданского кодекса, подрядчик, обнаруживший в ходе строительства необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, должен сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в установленный срок (10 дней) подрядчик обязан приостановить дополнительные работы; убытки, возникшие в связи с приостановкой работ, должен будет возместить заказчик.

МАСТЕРСТВО НАСТОЯЩЕГО УВЕДОМЛЕНИЯ


В то же время следует учитывать: согласно Арбитражному процессуальному кодексу, бремя доказывания необходимости дополнительных работ лежит на подрядчике, поэтому действовать здесь надо очень аккуратно, тщательно соблюдая процедуру.
«Уведомлять заказчика о дополнительных работах следует только письменно и, обязательно, способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, - предупредил Максим Жилин. – Прежде чем отправлять письмо, конечно, нужно еще раз изучить договор. Возможно, там прописан способ уведомлений, извещений и пр. Как минимум, это должно быть заказное письмо с уведомлением о вручении, или письмо, передаваемое с нарочным. При отсутствии условий в договоре (а также для минимизации рисков, в случае последующего рассмотрения спора в суде) следует продублировать уведомление бумажным письмом по адресу, зафиксированному в ЕГРЮЛ».
В дальнейшем приступать к дополнительным работам следует не ранее, чем в техническую документацию и смету будут внесены соответствующие изменения, а действующий подрядный договор пополнится подписанным заказчиком допсоглашением. Вносить изменения и писать дополнительное соглашение придется самому подрядчику.
Непосредственно к уведомлению тоже есть минимально необходимые требования. «В уведомлении о проведении дополнительных работ нужно, как минимум, указать адрес объекта, реквизиты договора и подписавших его сторон, перечень таких работ, их объем и цену, в противном случае уведомление становится беспредметным и юридически ничтожным, - заметил Максим Жилин. – Кроме того, целесообразно здесь же обосновать невозможность завершения основных работ, и предложить заключить дополнительное соглашение к договору».

СОГЛАСИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЧЕТКИМ И ОДНОЗНАЧНЫМ

При получении от заказчика согласия на выполнение дополнительных работ нужно внимательно изучить документ: согласие должно быть изложено однозначно, четко и исчерпывающе. При невнятности и уклончивости формулировок возникает риск, что заказчик в итоге дополнительные работы не оплатит.
«При согласовании и выполнении дополнительных работ следует избегать устных договоренностей, - посоветовал юрист АСОНО. – Все обсуждения и принятые решения фиксируйте в письменном виде в виде протоколов, актов совместных осмотров и пр. Помните: при нарушении процедур уведомления и согласования дополнительных работ заказчик вправе не оплачивать эти работы. Исключение составляют случаи, когда имеется объективная необходимость немедленных действий в интересах заказчика – в частности, в связи с тем, что приостановка работ может привести к повреждению или гибели объекта строительства (например, вследствие смены сезона).
Основную часть вопросов вызывает отказ заказчика платить за дополнительные работы. С другой стороны, подрядчику не следует отказываться от выполнения дополнительных работ, за исключением случаев, когда они не входят в сферу профессиональных компетенций подрядчика, либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.
Отвечая на вопрос, как поступить подрядчику, если заказчик отказывается подписывать дополнительное соглашение по вновь выявленным работам, Николай Погодин порекомендовал стимулировать заказчика выразить свое нежелание в мотивированной письменной форме – это поможет разобраться в ситуации глубже и объективнее. В каких-то особо трудных случаях, возможно, имеет смысл инициировать расторжение договора в одностороннем порядке.
Николай Погодин подчеркнул: учет в работе приведенных выше рекомендаций поможет подрядным компаниям либо в принципе избежать спорных ситуаций, либо все же получить с заказчика средства за дополнительные работы в спорных случаях, когда по доброй воле заказчик платить отказывается. «Особенно это касается выполнения подрядных работ по государственным контрактам. Здесь вдвойне важно всё тщательно фиксировать, подкреплять все свои действия документально», - указал заместитель начальника юридического отдела АСОНО.


ПРАВИТЕЛЬСТВО ВПРАВЕ МЕНЯТЬ ГОСКОНТРАКТЫ И СПИСЫВАТЬ ШТРАФЫ

Во второй части семинара Николай Погодин сделал краткий обзор мер поддержки бизнеса в целом и строительной отрасли в частности, принятых в связи с осложнившейся из-за внешнего санкционного давления экономической ситуации в стране.
Так, Федеральным законом от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ внесены изменения в ФЗ-44, в соответствии с которыми по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контрактов, заключенных до 1 января 2023 года – если при исполнении таких контрактов возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения.
Упомянутые изменения осуществляются на основании решений Правительства РФ или высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, либо органа местного самоуправления.
Кроме того, до 31 декабря 2022 года Правительство РФ наделено правом устанавливать дополнительные случаи осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд у единственного поставщика. «Это достаточно широкие полномочия, открывающие Правительству большое поле для маневра при принятии решений о поддержке», - отметил Николай Погодин.
Отдельно заместитель начальника юридического отдела АСОНО отметил: тем же 46-м федеральным законом Правительству дано право менять существенные условия государственных контрактов на строительство, ремонт и реконструкцию капитальных объектов, а еще – списывать со строителей штрафы и пени за неисполнение государственных контрактов, если таковое неисполнение оказалось спровоцировано внешними иностранными санкциями.
Разумеется, для упомянутого списания компания, которой был начислен штраф, должна представить документальные обоснования того, что именно международные санкции послужили причиной срыва выполнения обязательств по контракту; затем окончательное решение о списании (или сохранении) штрафа принимает специальная комиссия с участием представителей государственного заказчика.

В заключение спикеры предложили участникам семинара направлять спорные вопросы, касающиеся, среди прочего, возможности пересмотра условий контракта в части увеличения его цены по тем ил иным объективным причинам в юридический отдел АСОНО - для подготовки развернутых аргументированных ответов.

Записал А. Русинов