ДУШЕВНО, АКВАРЕЛЬНО, ГРАФИЧНО… В ОБЩЕМ – ГРОДНО

41
7 минут
ДУШЕВНО, АКВАРЕЛЬНО, ГРАФИЧНО…  В ОБЩЕМ – ГРОДНО

Студенты НГАСУ получили заряд творческой бодрости в древнем европейском городе

Летом студенты Института Архитектуры и Градостроительства НГАСУ (Сибстрин), успешно закончившие третий курс, побывали на художественной практике по живописи и графике в Гродно (Республика Беларусь). А 2 октября, во Всемирный день архитектуры, открылась выставка пленэрных работ студентов (выполненных, конечно, не только в Гродно, но и в Новосибирске, и других городах). Выставка действует и сейчас: встретиться со студенческими работами вы можете в холле третьего этажа главного корпуса.
А на студентов продолжают действовать творческие впечатления, которыми они напитались в древнем городе.

Директор института архитектуры и градостроительства Алексей Гудков:
– Мы организовали поездку в Гродно, во-первых, потому что у нас уже установилось сотрудничество с Гродненским Государственным Университетом им. Янки Купалы, в частности с инженерно-строительным факультетом, который и выступал принимающей стороной. Мы им очень благодарны за огромную помощь в организации поездки. Выражаем благодарность администрации НГАСУ (Сибстрин), оказавшей нам всестороннюю поддержку при организации этой поездки.
Во-вторых, в Гродно большая концентрация памятников архитектуры – есть что выбрать. Там самое большое количество храмов на единицу площади: много католических, протестантских, есть православные и т.д. Кроме того, это официальная королевская резиденция Речи Посполитой, благодаря чему присутствует парадная архитектура: Старый замок, Новый замок. При этом исторический центр очень компактный, всё в шаговой доступности, разойтись далеко, как, например, в Санкт-Петербурге, не получится. С точки зрения организации практики это очень удобно.
– А ребята сами выбирали объекты, с которых будут писать свои работы?
Старший преподаватель кафедры дизайна и искусства, куратор практики в Гродно Евгений Неверов:
– Мы советовали, конечно, что-то рассказывали. Выбирали наиболее удачные ракурсы. Всё-таки город средневековый, улочки часто слишком узкие, нет перспективы. Мы сразу провели ряд экскурсий по городу, отмечая: здесь можно рисовать, вот хороший ракурс… Потом уже ребята более свободно себя почувствовали, и мы просто договаривались о месте и времени встречи. Они с удовольствием работали, заставлять никого не приходилось.
– Расскажите, как производился отбор студентов на практику?
Алексей Гудков:
– Было три основных критерия: 1) желание самого студента; 2) отсутствие задолженностей, т.е. абсолютная успеваемость; 3) качественная успеваемость по рисунку и живописи. По этим критериям выбрали 15 человек. И мы надеемся, что поездки в Гродно для наших студентов станут новой приятной и полезной традицией.
Зав. кафедрой дизайна и искусства Ирина Карнаева:
– Ездили на практику в Гродно ребята из разных групп и направлений обучения. Дорога туда и обратно пролегала через Москву, там тоже увидели много интересного. Погода везде их сопровождала хорошая. Ребята смогли написать много прекрасных работ, которые мы все теперь можем увидеть на выставке в холле третьего этажа.

Мы пригласили в редакцию несколько студентов, теперь уже четвёртого курса, прошедших практику в Гродно. Они рассказали нам о своих впечатлениях, а мы каждому задали один каверзный вопрос: «Какая из ваших работ больше всего понравилась вам?»


Екатерина Емельянова:
– Мне очень понравился город, он такой красочный! Поразило то, что панельные дома были красивых пастельных цветов – ничего общего с депрессивными серыми зданиями. Рядом с нами находился новый католический костёл в необычном минималистическом стиле. Мы посетили множество других интересных мест: Старый и Новый замки, пожарное депо, башни «Кася и Бася», синагогу, кирху, даже послушали концерт органной музыки. В городе много мощёных улиц, чего мы не видим в Новосибирске. Жили мы в университетском общежитии, очень понравились комфортные условия. И вообще люди в Гродно доброжелательные, прекрасно к нам относились. А работы мои запомнились все. К каждой из них я относилась очень серьёзно, поэтому каждая осталась в памяти.

Елизавета Ушакова:
– Я думаю, что практика в Гродно запомнится мне на долгие годы как яркое и приятное воспоминание о студенчестве, о Сибстрине. Впечатляет атмосфера города, особенно в связи с его историей: так как он находится на границе с Польшей, то в разные периоды принадлежал разным государствам, что отразилось и на его архитектуре. Плюс это просто приятное времяпровождение: живопись и графика для архитектора – отдых души. Пленэр – это время на свежем воздухе, а также возможность лучше познакомиться с ребятами из потока. Для меня это был вообще первый опыт пленэра, потому что раньше я не училась в художественной школе. Самая запоминающаяся работа – рисунок Старого замка в карандаше. Он был отобран на выставку, но мне больше запомнился процессом рисования. Это очень популярное туристическое место в Гродно, и к нам подходили люди, интересовались, даже предлагали купить наши работы (но мы не продали, ведь нам надо было «сделать план»).

Александра Шутпаева:
– Как только в конце прошлого года нам объявили о возможности поехать на практику в Гродно, я сразу туда захотела и поставила себе цель поехать. Мне в Гродно особенно запомнилась храмовая архитектура. Это очень старый и религиозный город. Мы побывали внутри многих храмов. На меня большое впечатление произвело их величественное убранство, тот кропотливый труд, который люди в него вложили. Запомнился католический костёл рядом с нашим общежитием: крест там не стоит, а как бы нависает над прихожанами, что производит неизгладимое впечатление – я даже начала сомневаться в своём атеизме. А любимая моя работа, как ни странно, связана не с культовым сооружением, а со зданием Посольства Литвы в Беларуси. Оно выдержано в стиле минимализма, мне очень понравилось, но на выставку эту работу, к сожалению, не взяли.

Дарья Орлова:
– Состоявшаяся поездка в Гродно – это, пожалуй, ключевой момент в моём студенчестве. Во-первых, она расширила границы в рамках моего обучения, а во-вторых, про такие города можно сказать, что это не просто архитектура, но искусство на улице. В поездке мне особенно запомнился один день выездных экскурсий – «погружение в историю». Мы посетили два замка, которые находятся под охраной ЮНЕСКО, и один неохраняемый. И хотя в этот день мы ничего не нарисовали, но он был очень важным и насыщенным. Мне понравилось рисовать именно городскую среду: не просто здание, а его окружение. Вдохновение там посещало на каждом шагу, мне постоянно хотелось отойти от строгой программы. Я эмоционально вложилась в свои работы, и многие из них выбрали для размещения на выставке. Моя самая любимая работа – синагога, написанная в розовых тонах. Мне захотелось нарисовать это здание не таким, какое оно есть, а согласно своим ощущениям.

Анастасия Питиримова:
– Никто из ребят не рассказал о том дне, который мы провели в Москве по пути в Гродно. Мы там ничего не рисовали, зато получили много впечатлений. Посмотрели старую архитектуру, из современной – в основном ландшафтную, парковую. Также заходили внутрь нескольких храмов, посмотрели Дом Мельникова. Это архитектор эпохи конструктивизма – очень важного направления для сегодняшних специалистов.
Гродно, конечно, очень отличается и от Москвы, и от Новосибирска. Это милый спокойный город, там приятно находиться. Необычные узкие улицы, заставляющие задуматься, какова была жизнь несколько веков назад. В эти улицы никак не вписываются современные автомобили. Строительство города началось со Старого замка – именно там князь со своей супругой решили заложить город, поскольку это очень красивое место. Замок расположен на обрыве, рядом находится драмтеатр. Это даже весьма романтичное место – у многих ребят получились рисунки именно в таком настроении. А мне, пожалуй, больше всего понравилось рисовать маленький деревянный домик, утопающий в зелени. Он такой очаровательный, на фасаде у него изображено солнце. Видно, с какой любовью его строили люди.

Никита Сукис: 

– В Гродно мне очень понравилась структура города. Архитекторы смогли максимально сохранить Старый город, реконструировать здания. Понравились мощёные улицы, многие из которых пешеходные. Можно бродить по ним, разглядывать архитектурные сооружения с разных ракурсов. Запомнился парк «Швейцарская долина»: он сложный по рельефу, сильные перепады высот, мостики, дорожки. Это очень красиво и интересно: можно разглядывать окружающий ландшафт с разных высот, всё вокруг постоянно меняется… Понравились замки – у нас в Новосибирске такого вообще нет. Заинтересовали системы подъёма на башни: чем выше поднимаешься, тем выше ступеньки, чтобы затруднить захват замка врагом. Последние этажи построены вообще без гвоздей, что позволяло очень быстро их разобрать в случае опасности. Больше всего мне понравилась работа как раз над Старым замком – в первые дни я был особенно вдохновлён. Кроме того, мне всегда больше удавалась графика, и Старый замок я рисовал именно в этой технике.


Беседовала Э. Полякова
(«Вести Сибстрина», октябрь 2023)