УЧИЛИСЬ НА ОШИБКАХ

166
6 минут

На семинаре в Новосибирске сделали обзор изменений законодательства в сфере ценообразования и сметного нормирования и классифицировали типичные недочеты, выявляемые при экспертизе смет на проектно-изыскательские работы и технических заданий на проектирование объектов бюджетного заказа.

Для 120 представителей муниципальных образований Новосибирской области, сотрудников служб заказчика и специалистов, занимающихся строительством социальных объектов, 28 апреля Минстроем Новосибирской области был организован обучающий семинар по актуальным вопросам подготовки технических заданий на проектирование, расчета сметной стоимости проектных работ, изменения законодательства в сфере ценообразования и сметного нормирования.
Министр строительства Новосибирской области Алексей Колмаков во вступительном слове отметил, что сегодня происходят существенные изменения в законодательстве, касающемся строительной сферы, и необходимо постоянно доносить исчерпывающую информацию об актуальных новеллах для всех участников процесса, чтобы они могли использовать ее в своей работе.
Основными спикерами семинара стали директор Регионального центра мониторинга цен строительных ресурсов Ксения Шрайбер, директор Государственной Вневедомственной экспертизы Новосибирской области Алексей Свинарчук, начальник сметного отдела Вневедомственной экспертизы Новосибирской области Евгений Цепелев.

«РИМ»: ГДЕ САМОЕ СЛАБОЕ ЗВЕНО?

Об изменениях законодательства в сфере сметного нормирования рассказала Ксения Шрайбер. Она напомнила, по какому пути последние несколько лет движется реформа ценообразования в строительстве – а именно, от базисно-индексного к ресурсно-индексному (РИМ). По ее словам, базисно-индексный метод даже в случае применения более прогрессивной Федеральной сметно-нормативной базы-2020 продолжал приводить к существенным погрешностям из-за усреднённого определения стоимости материалов и эксплуатации машин и механизмов. Только ресурсно-индексный метод, опирающийся на вступившую в действие с 25 февраля 2023 года ФСНБ-2022, позволяет добиться значительного повышения точности и достоверности сметной стоимости изысканий, проектирования и строительства.
Однако, по оценке Ксении Шрайбер, по-прежнему «слабым звеном» РИМ остается низкая заполняемость Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), не дающая возможности использовать прямые цены для субъекта РФ. Между тем, стоимость затрат труда, актуальные данные по стоимости машин, материалов и оборудования в идеале должны быть представлены именно прямыми, свежими верифицированными ценами из ФГИС ЦС. А сохраняющиеся пробелы в наполненности ФГИС ЦС опять возвращают строителей и проектировщиков к погрешностям устаревших методов ценообразования. «К отсутствующим данным во ФГИС ЦС применяется индекс по однородной группе ресурса», - уточнила Ксения Шрайбер.
Она призвала участников семинар способствовать своевременному наполнению ФГИС ЦС и показала, из каких компонентов состоят эта мощная информационная конструкция. В полном соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2016 года № 959, ФГИС ЦС, помимо подсистемы мониторинга цен строительных ресурсов, включает в себя подсистему федерального реестра сметных нормативов, а также подсистемы классификатора строительных ресурсов, хранения информации и истории ее изменений, расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, интеграции данных и приложений (в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия). Предусмотрено, что информационное взаимодействие с обладателями информации и ее пользователями осуществляется на безвозмездной основе, а общедоступная информация размещается во ФГИС ЦС в форме открытых данных.
Ксения Шрайбер показала полный перечень нормативно-правовой документации, регламентирующей переход на РИМ и работу в условиях полноценно действующего РИМ, детально ознакомила участников с проверенным практикой алгоритмом составления смет по новому методу.

ПОВЫШАЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ НАДО ОБОСНОВАТЬ

Алексей Свинарчук в своем докладе, среди прочего, ознакомил участников с действующим на момент проведения семинара регламентом проверки смет на проектно-изыскательские работы, привел перечень документов, необходимых для получения соответствующей государственной услуги. В перечень входит заявление о проведении проверки смет на проектно-изыскательские работы, проект задания на проектирование, подписанный застройщиком (заказчиком), отчетная документация о выполнении инженерных изысканий (при ее наличии).
Директор ГВЭ Новосибирской области назвал типичные недостатки, выявляемые вневедомственной экспертизой в сметной документации на проектно-изыскательские работы. В их числе – несоответствие формы представления сводной сметы действующему образцу, содержащемуся в Приложении 11 Методики № 421-пр, отсутствие согласования с заказчиком и подписи ГИПа, отсутствие данных о периоде составления смет. Кроме того, к недостаткам относятся случаи, когда при разработке смет используются документы, сведений о которых нет в федеральном реестре сметных нормативов, когда повышающие коэффициенты применяются необоснованно, и когда в ПСД отсутствуют сведения, необходимые для проверки объемов предусмотренных сметой работ (к таким сведениям относятся площади зданий и сооружений, характеристики наружных инженерных сетей, и т. д.).
Также Алексей Свинарчук рассказал, по какой формуле определяется размер платы за проверку смет на проектно-изыскательские работы объекта капитального строительства, строительство (реконструкция) которого осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

КАКИЕ ЗАДАНИЯ – ТАКИЕ И ПРОЕКТЫ

Евгений Цепелев напомнил об основных элементах типовых форм задания на проектирование согласно приказам Минстроя РФ от 01.03.2018 № 125-пр. и от 21.04.2022 № 307-пр. (второй приказ касается только проектирования и только бюджетных объектов, утвержденная форма в нем проще, поскольку, в частности, не предусматривает проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций).
Далее он подробно проанализировал результаты экспертиз заданий на проектирование социальных объектов. Получился огромный список недостатков, большинство строк которого начиналось с частицы «не». Приведем лишь отдельные фрагменты из подготовленной Евгением Цепелевым презентации.
Вот часть пунктов из раздела «Недостатки по общим данным»: «Неверно указываются или не указываются основания для проектирования, программа финансирования»; «Не указываются сведения об объекте в соответствии с классификатором объектов капитального строительства»; «Не указываются сроки строительства объекта», «Не указываются технические условия подключения к сетям или сведения о необходимости получения таких технических условий», «Не указывается предельная предполагаемая стоимость объекта», «В требованиях к качеству, конкурентоспособности, экологичности и энергоэффективности проектных решений не указывается класс энергетической эффективности», и т. д.
Среди недостатков основных требований к проектным решениям – «Не конкретизированы требования к участку, к категориям проездов и дорог, к конструкциям и покрытиям, к освещению, к ограждению территории», «Наименование категорий улиц и дорог населенных пунктов, указанных в задании на проектирование, не соответствует требованиям СП 42.13330.2016».
При формулировании требований к планировочным и конструктивным решениям, отделке помещений часто не приводятся требования к материалам конструкций, к мероприятиям по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объекту, к составу помещений, к дополнительным помещениям, к площадям, к внутренней отделке, к технологическому оборудованию, технологическим процессам и пр.
Евгений Цепелев подробно описал допускаемые недостатки требований к проектным решениям инженерного оборудования и сетей. Среди них – «Требования скопированы с другого объекта капитального строительства и содержат требования и ссылки на нормативные документы, неприменимые для данного объекта (требования к многоквартирному жилому дому в задании на производственное здание, требования к поликлинике в задании на школу, и т.д.)», «В задании на проектирование не указываются требования к проектным решениям, либо приводятся общие фразы (выполнить согласно требованиям нормативных документов)», «В задании отражаются требования, противоречащие требованиям действующих нормативных документов».
Столь же подробно Евгений Цепелев отразил недостатки требований к мероприятиям по охране окружающей среды, инженерным изысканиям, и т. д. В заключение он привел перечень документов, необходимых для предоставления соответствующей государственной услуги.

Сибстройинформ